Номинация «Событие года в жизни сообщества» (2015)
Все проекты номинации в текущем году>
Реферат проекта

«Всероссийская конференция с международным участием "От истоков к современности" 130 лет организации психологического общества при Московском университете» (29 сентября - 1 октября 2015 года)

Авторы:

  • Богоявленская Диана Борисовна

    доктор психологических наук, руководитель центра междисциплинарных исследований творчества и одаренности, Психологический институт РАО (Москва)

  • Александров Юрий Иосифович

    доктор психологических наук, заведующий лабораторией психофизиологии им. В.Б. Швыркова, Институт психологии РАН (Москва)

  • Алексеева Лада Никитична

    кандидат психологических наук, заместитель директора, НИИ инновационных стратегий развития общего образования Департамента образования г. Москвы (Москва)

  • Василюк Фёдор Ефимович

    доктор психологических наук, заведующий кафедрой индивидуальной и групповой психотерапии, Московский государственный психолого-педагогический университет (Москва)

  • Веракса Николай Евгеньевич

    доктор психологических наук, научный руководитель научного направления «Когнитивное развитие», Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО (Москва)

  • Ениколопов Сергей Николаевич

    кандидат психологических наук, руководитель отдела медицинской психологии, ФГБУ «Научный центр психического здоровья» (Москва)

  • Ждан Антонина Николаевна

    доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии, МГУ им. М.В. Ломоносова, факультет психологии (Москва)

  • Зиновьева Надежда Анатольевна

    кандидат психологических наук, заведующая, Детский сад общеразвивающего вида №9 «Космос» (Люберцы)

  • Кабардов Мухамед Каншобиевич

    доктор психологических наук, заведующий лабораторией дифференциальной психологии и психофизиологии, Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований (Москва)

  • Котлярова Любовь Николаевна

    кандидат психологических наук, доцент кафедры уголовно-процессуального права и криминалистики, Всероссийский государственный университет юстиции (Российская правовая академия Минюста России) (Москва)

  • Кудрявцев Владимир Товиевич

    доктор психологических наук, профессор кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», Московский государственный психолого-педагогический университет (Москва)

  • Леонтьев Дмитрий Алексеевич

    доктор психологических наук, заведующий Международной лабораторией позитивной психологии личности и мотивации, Научно-исследовательский университет «Высшая школа экономики» (Москва)

  • Малых Сергей Борисович

    доктор психологических наук, заведующий лабораторией возрастной психогенетики, Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований (Москва)

  • Обухов Алексей Сергеевич

    кандидат психологических наук, доцент, (Москва)

  • Олейник Юрий Николаевич

    кандидат психологических наук, заведующий кафедрой общей, социальной психологии и истории психологии факультета психологии, педагогики и социологии , Московский гуманитарный университет (Москва)

  • Петрова Елена Алексеевна

    доктор психологических наук, заведующая кафедрой психологии, конфликтологии и бихевиористики, декан факультета политических и социальных наук, Российский государственный социальный университет (Москва)

  • Петухова Ирина Александровна

    кандидат психологических наук, профессор кафедры общей психологии психологического факультета Института психологии им. Л.С. Выготского, Российский государственный гуманитарный университет, Институт психологии им. Л.С. Выготского, психологический факультет, кафедра Общей психологии (Москва)

  • Пономаренко Владимир Александрович

    доктор медицинских наук, главный научный сотрудник, Научно-исследовательский испытательный центр авиационной, космической медицины и военной эргономики ЦНИИ ВВС МО РФ (Москва)

  • Пчелинова Вера Владимировна

    кандидат психологических наук, доцент кафедры кафедры общей и социальной психологи Одинцовского филиала, Московский государственный институт международных отношений МИД РФ (Москва)

  • Слободчиков Виктор Иванович

    доктор психологических наук, главный научный сотрудник лаборатории психологической антропологии и профессионального развития педагогов, Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО (Москва)

  • Смирнова Елена Олеговна

    член секретариата, Московское психологическое общество (Москва)

  • Собкин Владимир Самуилович

    доктор психологических наук, руководитель Центра социологии образования, Институт управления образованием РАО (Москва)

  • Творогова Надежда Дмитриевна

    доктор психологических наук, профессор кафедры педагогики и медицинской психологии Института психолого-социальной работы, Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова (Москва)

  • Федосеева Анна Михайловна

    кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития, Институт коррекционной педагогики РАО (Москва)

  • Филонов Лев Борисович

    доктор психологических наук, профессор кафедры юридической психологии и права факультета юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (Москва)

  • Чурбанова Светлана Михайловна

    кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии факультета психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (Москва)

  • Шадриков Владимир Дмитриевич

    доктор психологических наук, кафедры общей и экспериментальной психологии, научный руководитель научно-учебной лаборатории психологии способностей департамента психологии факультета социальных наук, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (Москва)

  • Шестакова Алла Вениаминовна

    сотрудник экзаменационного центра международного центра языкового тестирования и образовательной подготовки мигрантов, Российский университет дружбы народов (Москва)

 
С 29 сентября по 1 октября 2015 г. проходила общероссийская юбилейная конференция с международным участием «От истоков к современности», посвященная 130-летию Московского психологического общества.
 
29 сентября 2015 г. состоялось рабочее открытие юбилейной конференции. К 130-летию Московского психологического общества было прислано около 1000 статей от 1300 авторов из 69 городов России, а также из других стран (14 стран, 39 психологов). Только в первый день на базе ПИ РАО и МГППУ было проведено 40 тематических секций, в которых приняли непосредственное участие сотни человек. Емкую характеристику стиля их работы дал руководитель секции «Когнитивная психология» дпсхн, проф. Ю.И.Александров: «Надо специально отметить, что все обсуждения были не только содержательны, но проводились именно в той форме, которая наиболее полезна для продвижения вперед и взаимопонимания: доброжелательность, а также взаимное признание и уважение профессионализма докладчика и дискутанта. После завершения секций как докладчики, так и участники заседаний высоко оценивали как уровень, так и общую атмосферу проведения научного мероприятия».  
 
30 сентября 2015 г. состоялось торжественное открытие конференции, по традиции в Челпановской аудитории «Психологического института РАО». На нем впервые были публично показаны документы, демонстрирующие историю проведения юбилеев МПО. 
Презентация начиналась с отчетов первого (1895 г.) и второго (1910 г.) юбилеев (проведению юбилейной конференции в 1905 г. помешали революционные события в Москве). Затем следовала серия кадров, посвященных деятельности Психологического института, открытого в 1914 г. по инициативе заместителя председателя МПО и ставшего следующим шагом в развитии отечественной психологии. Заложенная в первые годы деятельности общества традиция юбилеев была  восстановлена  М.Г. Ярошевским в 1995 г., уже в рамках приемника МПО – Московского отделения РПО. Юбилей  2000 г. был представлен тремя докладами, каждый из которых в лице своего автора отражал одно из трех поколений русских психологов. В 2005 г. сборник статей юбилейной конференции состоял уже из 3-х томов, в 2010 г. – 4-х томов, а в 2015 г. – 5-и томов, размещенных в РИНЦ. Отчетливо видно, как обновленное общество набирает свою научную силу.
 
Историческую презентацию сменило видео-приветствие профессора Майкла Коула. В заключение официальной части открытия была озвучена основная научная задача конференции «От истоков к современности», которая в заявленных темах 49 секций отражала почти всю палитру исследований в психологии, становясь ее срезом на данный момент истории. Изучение этого среза должно было позволить ответить на вопрос: идет ли развитие психологии в рамках методологии, заложенной ее основателями (при этом важно отмечать моменты ее развития), или наблюдается отход от нее. Если отход осуществляется, он должен быть обоснован, поскольку без теоретической рефлексии и философского осмысления своих оснований психология может выродиться в ремесленную технику. Эти опасения и требования, которые высказывались Г.И. Челпановым в начале становления психологии как науки в России, приобретают в настоящее время иную масштабность.
 
С юбилеем МО РПО поздравило множество психологов из различных регионов и стран, в том числе ряд присутствующих на конференции руководителей региональных отделений и известных ученых.
Более всего с названием-лозунгом конференции перекликался пленарный доклад Д.А. Леонтьева. Начав анализ проблемы личности с разбора этого понятия у Аристотеля, он дал ее трактовку в современной методологии, соотнеся три категории: счастье, деятельность и развитие. Введение в анализ измерения личностного развития позволило рассмотреть понятие психологической взрослости. Эта проблема не раз поднималась на других секциях в рамках, казалось бы, чисто методологической проблематики. Так, при обсуждении сформулированной Выготским проблемы единства обобщения и общения, внимание участников привлекла противоречивая картина психического развития в студенческой юности, современная форма которой характеризуется неоднозначными отношениями «обобщения и общения» – превращением их единства в синкрет. В этом плане значимо заключение ряда секций возрастной психологии, ставящих проблему поиска путей взаимодействия социальных институтов в интересах обеспечения развития на всех возрастных этапах как центральную. В то же время было показано, что классические педагогические технологии, основанные на идеях теории учебной деятельности, приобретают новое актуальное значение, показывая свою эффективность для решения актуальных задач школьного образования. Кроме того в работе некоторых секций особое внимание было уделено противоречию между бурным развитием новых технологий и их внедрением в практику. И лишь в резолюции секции «Творчество и одаренность» указывалось на наличие методологической эклектики во многих работах и усиливающееся влияние требований с позиции психометрической парадигмы при проведении экспериментальных исследований.  
 
Характерным для всех секций было объединение их участников для дальнейшей работы. Смысл проведения данной конференции, в частности, в возможности дискуссии со специалистами широкого профиля. Это так же отмечалось в заключениях ряда секций.
Резолюции большинства секций содержали выражение благодарности организаторам конференции. Впервые наряду с научным содержанием подчеркивалась также четкость и прекрасная организация всей работы конференции, несмотря на многочисленность участников и увеличение числа секций в полтора раза. Приведем пример резолюции секции методологии: «Сделать секцию «Методология психологии» постоянным  органом при МО РПО. Заседания  проводить по более узким проблемам с приглашением ведущих специалистов. Выразить глубокую благодарность организаторам конференции за ту огромную работу, которую они провели по подготовке конференции, и за беззаветную преданность и служение науке психологии. Найти возможность отметить эту работу морально и материально». 
 
1 октября 2015 г. работа конференции в Психологическом институте РАО началась с Круглого стола, посвященного 70–летию Великой победы. На нем был заслушан фундаментальный доклад В.А.Кольцовой и Ю.Н.Олейника «Советская психология в годы Великой Отечественной войны: единство теории, эксперимента и практики». На примере восстановления боеспособности и трудоспособности раненных бойцов, решения проблем цветомаскировки, восстановления функций мозга после черепно-мозговых ранений было показано, что особенностью научных разработок того периода были решение практических задач в процессе экспериментальной проверки теоретических положений и, одновременно, обоснование этих теоретических идей в ходе выполнения прикладных работ психологического характера. Современный аспект эта проблема получила в выступлении И.Н. Елиссевой, зам. руководителя секции «Психологии безопасности и противодействия терроризму». 
Также    параллельно было проведено три Круглых стола, посвященных столетию М.Г. Ярошевского,  памяти Е.А. Климова («Жизнь и творчество») и А.А. Бодалева («Ученый и человек: развивающие идеи Бодалева А.А.»). 
 
Официальное закрытие конференции также по традиции проходило в Челпановской аудитории ПИ РАО. На нем был заслушан доклад гостя из Минска проф. В.А. Янчука. Тематика доклада касалась вопроса о векторе современного научного поиска – необходимости расширения горизонтов видения психологической проблематики за счет помещения ее в конкретный историко-социокультурный контекст.  
Были кратко подведены результаты работы конференции, на которой, в общей сумме, кроме 49 секций были проведены две пленарные дискуссии и четыре Круглых стола при участии почти 700 человек – несмотря на перенос и отмену.  
В заключение была единогласно принята резолюция о присвоении МО РПО имени Анатолия Александровича Смирнова, первого президента Общества психологов СССР.
Также были вручены почетные грамоты лучшим руководителям секций – Н.А.Логиновой, Ю.И.Александрову, И.Н.Карицкому – и грамоты-благодарности членам секретариата МО РПО – Л.Н.Котляровой, Е.О.Смирновой, А.В.Шестаковой, А.М.Федосеевой, – силами которых, в основном, и была проведена конференция.  
 
Прошло три месяца с момента проведения этой конференции. До сих пор мы получаем слова благодарности от ее участников. 
По итогам конференции видно, что она серьезно подготовлена и была нужна большой массе специалистов. То, что  исследователь благодарит за возможность продвижения в своей проблеме, значит, что он «привержен своему делу». Это и есть основной, самый важный итог 130-летнего юбилея МПО.
 
По поручению Совета МО РПО – Д.Б.Богоявленская

 

Приветственное выступление.
Богоявленская Диана Борисовна - доктор психологических наук, профессор,
Почетный член Российской академии образования,
почетный профессор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова,
почетный профессор Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Центр исследования проблем воспитания,
формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально - педагогической поддержки детей и молодёжи»,
Заслуженный деятель науки РФ (Москва)
 

 

Пленарный доклад "Счастье, деятельность, развитие"
Леонтьев Дмитрий Алексеевич - доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, заведующий международной лабораторией позитивной психологии, личности и мотивации, член Ученого совета Научно-исследовательского университета - Высшая школа экономики, заведующий лабораторией проблем развития личности лиц с ограниченными возможностями здоровья Московского городского психолого-педагогического университета, директор издательства и научно-производственной фирмы «Смысл» и Института экзистенциальной психологии и жизнетворчества (Москва)
 
 

 

Пленарный доклад "История работы Московского психологического общества"
Семенов Игорь Никитович - российский ученый, академик Российской академии естествознания, директор Института рефлексивной психологии творчества и гуманизации образования, доктор психологических наук, профессор Национального исследовательского университета – Высшая школа экономики и Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, научный руководитель гимназии N1526 г. Москвы
 

 

Пленарный доклад «Вызовы современной психологии»
Черненилов Валерий Иванович - известный российский специалист в области юридической психологии, профессор кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии управления МВД России, кандидат психологических наук, доцент, Заслуженный работник высшей школы России (Москва)
 
 
 
 
Секционный доклад "К вопросу об информационно-психологической безопасности в политической коммуникации"
Самуйлова Ирина Алексеевна - психолог, кандидат психологических наук, представитель петербургской школы политической психологии - доцент кафедры политической психологии факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета (Санкт-Петербург)
Секция «Политическая психология»
 
 
 
Секционный доклад "Мониторинг профессиональных качеств водителя с помощью тренажеров"
Жанказиев С.В. - профессор, д.т.н, заведующий кафедрой ОБД МАДИ Секция «Транспортная психология и городская среда»
 
 
 
Секционный доклад «Формирование конфликтологической компетентности педагогов посредством реализации программы элективного курса "Разрешение педагогических конфликтов"»
Светлана Аркадьевна Котова - кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой педагогики начального образования и художественного развития ребёнка РГПУ им. А.И.Герцена, ведущая семинара-практикума «Профилактика и разрешение конфликтов в образовательной среде» в Институте практической психологии "Иматон"
 

Другие проекты в этой номинации

Посмотреть все проекты 2024 года в номинации «Событие года в жизни сообщества» >

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе