«Исследование потенциальных психических ресурсов личности»
«Мы – цель созданья, смысл его отменный,
Взор божества и сущность зрящих глаз
Окружность мира – перстень драгоценный,
А мы в том перстне - вправленный алмаз».
Омар Хайям.
Актуальность
Во все времена и на протяжении всего существования человечества загадкой остается сам человек и смысл его жизненного пути. Данную проблему изучают абсолютно с двух противоположных по своему содержанию походов: рациональный и иррациональный. Однако, по сей день не найдено исследователями ни одного из этих подходов ответа на вопрос: «Кто есть человек и каковы его внутренние ресурсы?»
Мы в своей работе в исследовании данной проблемы основываемся на рациональном подходе, то есть на фундаментальных научных исследованиях в психологии. Главное научное направление в нашей работе - гуманистическое. То есть для нас важен, прежде всего, сам человек и восприятие его таким, какой он есть, с его «достоинствами» и «недостатками». Поэтому основной целью в нашей работе является: выявление и развитие потенциальных психических ресурсов личности. Основным психическим ресурсом, на наш взгляд, в человеке является та или иная способность, которая проявляется в том или ином виде деятельности. Определение данного понятия не однозначно. Приведем одно из них: «…сложное синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются».(1,С.57)
Актуальность из выше сказанного заключается в компетентном и в то же время нестандартном подходе к исследованию психических ресурсов личности в условиях образовательного учреждения. Как правило, наши способности в обычных ВУЗах и СУЗах, в общеобразовательных школах определяются и оцениваются достаточно обыденно, то есть оценками по пятибалльной системе, а иногда и школьными «ярлыками», что в свою очередь ведет к трудностям при выборе профессии, низкой познавательной и профессиональной мотивации в целом. Далее этот процесс ведет к дисгармоничному развитию личности, к ежедневным стрессам и неурядицам. На сегодня существует не так уж много исследований практического характера по выявлению и развитию психических ресурсов личности. Поэтому мы считаем, что назрела необходимость создания той образовательной программы, где был бы предложен один из вариантов решения данной проблемы.
Социальная, научная и практическая значимость
Затрагивается несколько социальных проблем: профориентация, умение презентовать себя в общении, взаимодействии; попытка обобщения основных социальных педагогических и психологических идей в представленном видении проблемы; «переплетение» эвристических методов обучения с основными видами деятельности практического психолога: психокоррекция, консультирование.
Значение для развития психологии
В исследовании данной проблемы существует: много перспектив исследования; интеграция с другими науками; малая изученность; неординарность данного подхода в исследовании потенциальных психических ресурсов личности.
Цель
Выявление и развитие потенциальных психических ресурсов личности.
Аудитория, на которую рассчитан проект
Люди, включенные в образовательный процесс: учителя, ученики и их родители, студенты.
Основное содержание работы (или ее этапы):
Каждый человек для нас представляет, прежде всего, личность: будь он учитель, ученик, родитель, брат, друг и т.д. Поэтому на рис.1, мы в центре концентрических кругов обозначили личность:
Далее на рис.2 мы попытались изобразить наши «незнания» по поводу решения определенной проблемы (в форме концентрических кругов), которые у нас возникают ежедневно. Но чем ближе мы становимся к решению той или иной проблемы, тем меньше остается альтернативных ответов. Таким образом, в центре рис.2 изображен тот единственный вариант решения проблемы, или определенное знание (ресурс), которое нам необходимо для решения этой проблемы:
Если наложить рис.1 на рис.2, то мы видим, что «ресурсы» находятся в самой личности, и чем дальше удаляется круг общения, тем больше «незнаний» или разных вопросов окружают эту личность по осознанию данного ресурса. (рис.3.) Как же открыть в себе самом, те необходимые «ресурсы», которые нужны нам для нашего развития? На рис.4 мы видим, что этому способствует наше взаимодействие, сотрудничество. На первых кругах изображены наши близкие: родители. Далее второй круг – это друзья, учителя, одноклассники. Третий круг – общение разного плана. На каждом из кругов происходит, прежде всего, взаимодействие и обмен информацией, с помощью которой и открываем в себе те «ресурсы», которые нам необходимы или которые изначально были заложены в нас. В этом, соотвественно, нам и помогает наше окружение.
рис.1 рис.2
рис.3 рис.4
Но всегда ли наше окружение способно нам помочь в открытии необходимых нам ресурсов, как правило, нет. Поэтому очень часто обращаются с подобного рода проблем именно к практическим психологам. Для нас основным методом работы в данном направлении близок к методу Сократа, то есть в процессе психокоррекции, консультирования клиенту помогаем в «рождении» его истинных мыслей, в осознании имеющихся ресурсов. После чего клиент меняет свое отношение к собственной деятельности, начинает менять ее структурно, автоматически начинает меняться мотивация поведения, заинтересованность к делу и, как правило, деятельность становится более продуктивной и эффективной. Соответственно в «равновесие» приходят как психологические, так и физиологические процессы. Может это и есть гармония, а гармония – есть любовь, в которой заключается смысл жизненного пути человека?
Основными методами работы стали эвристические методы: рефлексии, гипотез, прогнозирования, ошибок, конструирования понятий, эмпатии, образного видения, смыслового видения, сравнения, исследования и т.д. Помимо этого в основе программы взяты основные дидактические элементы Сократа (открытость задач, привлечение собственного опыта, ирония, уличающая в незнании, формулирование, возникающих противоречий).
Выводы
А) Главное, что мы хотим в конечном результате достичь в реализации своего проекта – это то, чтобы те дети, взрослые с которыми мы работали, работаем и будем работать, смогли найти в себе те ресурсы и развить в себе те способности, реализация которых была бы интересным процессом, который бы перерос в любимую профессиональную деятельность (что на сегодня встречается очень редко).
Б) Как правило, любимый вид деятельности формирует такие качества как инициативность, предприимчивость, любознательность, высокий уровень профессиональной мотивации.
Результат
В процессе реализации данного проекта была написана диссертационная работа «Особенности развития интеллектуальных способностей первоклассника в условиях общеобразовательной школы», в рамках данной работы выпущены два учебно-методических пособия. Помимо этого участие со студентами, учащимися в различных семинарах, конференциях, олимпиадах местного, регионального, российского и международного уровня.