- Банщикова Татьяна Николаевна
кандидат психологических наук, руководитель научно-образовательного центра психологического сопровождения личностно-профессионального развития, ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет» (Ставрополь)
- Артюх Елена Александровна
психолог, ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет» (Ставрополь)
- Соломонов Владимир Александрович
кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики, методологии и технологии образования психолого-педагогического факультета, Северо-Кавказский федеральный университет (Ставрополь)
- Фомина Елена Алексеевна
кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Научно-образовательного центра психологического сопровождения личностно-профессионального развития, заведующий кафедрой педагогики, методологии и технологии образования, ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» (Ставрополь)
Организация: ФГАОУ ВПО "Северо-Кавказский федеральный университет"
Актуальность
Актуальность конференции обусловлена необходимостью поиска новых подходов к реализации и развитию потенциала личности как субъекта деятельности с учетом динамичной социально-экономической ситуации в России. Проведение конференции позволило сформировать площадку для обсуждения вопросов о трансформационных процессах в сфере труда при переходе к постиндустриальному, информационному обществу, о современных вариативных и инвариантных требованиях, предъявляемых к специалисту как личности и субъекту, об основных направлениях и механизмах реализации, воспроизводства и управления его потенциалом в современных условиях.
Теоретическое значение
Теоретическое значение конференции состоит в интеграции современных данных о труде и его субъекте, полученных в социально-психологических науках.
Прикладное значение
Прикоадное значение заключается в активизации научного и практического взаимодействия между специалистами, молодыми учеными, аспирантами и студентами, занятыми изучением, развитием и реализацией личностного ресурса субъекта труда, решением задач, связанных с психологическим сопровождением профессионально-личностного развития субъекта деятельности.
Новизна
Новизна заключается в применении кросскультурного подхода к пониманию особенности личностного потенциала субъекта труда, личностных трансформационных процессов, особенностей саморегуляции, деструктивных поведенческих проявлений с точки зрения их детерминации социокультурными факторами, специфичными для каждой из сравниваемых этнокультурных общностей.
Содержание, основные этапы работы
Конференция состоялась 8 − 10 октября 2015 г. в г. Кисловодске при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (Проект № 15-06-14039 г). Конференция была организована Северо-Кавказским федеральным университетом, Психологическим институтом Российской академии образования.
Конференция включала пленарное заседание, работу симпозиумов и секций, открытые лекции, мастер-классы, семинары-тренинги.
В ее работе приняло участие более 213 исследователей из 29 городов России и зарубежья: Анадыря, Баку (Азербайджанская Республика), Бруклина (США), Вроцлава (Польша), Гродно (Республика Беларусь), Казани, Костромы, Красноярска, Магнитогорска, Москвы, Махачкалы, Нальчика, Омска, Пазарджика (Республика Болгария), Ростова-на-Дону, Санкт-Петербурга, Ставрополя, Таганрога, Умани (Украина) и др. Материалы, присланные участниками, составили три тома. Активное участие в работе конференции приняли сотрудники лаборатории психологии саморегуляции под руководством В.И. Моросановой.
В рамках конференции были прочитаны открытые лекции: «Современные технологии управления стрессом и повышение адаптационного потенциала личности» (А.Б. Леонова, МГУ им. М.В. Ломоносова); «Современные педагогические технологии в условиях компетентностного подхода» (В.В. Волкова, Военная академия Генерального штаба ВС РФ). Живой разговор состоялся на лекции-дискуссии «Как учить и учиться в быстром мире» (И.Ф. Игропуло, СКФУ).
Итоги работы
В резолюции конференции участники обратили внимание на плодотворность регулярного обмена научными результатами в области изучения человека как личности, субъекта и индивидуальности; на необходимость развивать инновационные формы взаимодействия образовательных и научных центров в вопросах исследования личностного ресурса субъекта труда в современных социально-экономических условиях.