«Осознанная саморегуляция в управлении агрессией: кросскультурный и дифференциальный аспекты» (научно-исследовательская работа)
Актуальность проекта. Проблема роста агрессивных проявлений бросает вызов способности индивида правильно ориентироваться в социуме, проявлять активность в достижении адекватной формы комфортности и оптимума своего бытия. Агрессия обусловлена не только внешними факторами, но и системой внутренних детерминант, одной из которых выступает система осознанной саморегуляции. Кросскультурные особенности как компоненты различных аспектов активности субъекта являются факторами выбора механизма саморегуляции. Каждая культура и каждый этнос разрабатывают свои механизмы вхождения в интеграционные процессы, что не может не отражаться на регулятивных процессах.
Исследование взаимосвязи между агрессией и саморегуляцией, является важной методологической проблемой психологии. Недостаточная изученность вопроса о роли осознанной саморегуляции в управлении агрессией, влияния кросскультурных аспектов на выбор регуляторных механизмов агрессивного поведения отрицательно сказывается на практике межнационального, межэтнического взаимодействия.
Цель проекта — исследовать влияние психологических, индивидуально-типологических, кросскультурных особенностей саморегуляции, в зависимости от которых агрессия принимает те или иные формы своего проявления.
Научная новизна проекта. Созданы научные представления об осознанной саморегуляции как психологическом ресурсе управления агрессией, уточнены содержательные характеристики агрессии, проанализирована многоуровневая система детерминант агрессии; раскрыта роль осознанной саморегуляции в управлении агрессией; выявлены особенности саморегуляции и агрессивных проявлений у респондентов, принадлежащих к различным этническим общностям.
Практическая значимость проекта. Апробированная диагностическая программа, опубликованные в ходе исследования работы, вносят вклад в развитие психологической науки и могут быть использованы в практической работе психологов, руководителей разного уровня, в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов разных профилей.
Этапы проекта:
- обобщение положений и обоснование теоретических подходов к системному анализу психической саморегуляции, агрессии, направленных на выявление основных направлений его изучения в отечественной и зарубежной науке, и ее внешних и внутренних детерминант; осознанной саморегуляции как ресурса управления агрессией, построение категориального аппарата исследования;
- разработка и обоснование методических подходов к изучению агрессивных проявлений, сформированности осознанной саморегуляции у субъектов;
- обоснование адекватности, валидизация и оценка надежности подобранных методов исследования;
- конструирование методики психобиографического исследования респондентов, раскрывающей особенности влияния культурного опыта на характер проявлений и регуляции агрессии;
- подбор контингента испытуемых в республиках СКФО, Краснодарском и Ставропольском краях (не менее 60 человек из каждого региона);
- составление плана и проведение полевых исследований, обработки и обобщения данных.
Результаты, выводы. С позиций системного подхода раскрыты и проанализированы факторы детерминации агрессии.
Акцентируется внимание на важности анализа особенностей влияния осознанной саморегуляции на направленность агрессивного поведения, а также факторов, способствующих нарушению саморегуляции. Разработка и обоснование методических подходов к изучению агрессии и саморегуляции позволили выделить комплекс методов исследования, направленных на выявление психологических, индивидуально-типологических свойств личности и их кросскультурной специфики с учетом региона проживания и этнической принадлежности респондентов.
Общая численность респондентов, участвовавших в эксперименте, — 293 человека. Из представленной выборки педагогов, работающих в образовательных учреждениях Ставропольского края, — 60 респондент, Краснодарского края — 64 респондента, Республики Северная Осетия — Алания — 57 педагогов, Карачаево-Черкесской Республики — 52 и Кабардино-Балкарской Республики — 60 респондентов.
Установлено, что агрессивное поведение имеет отличия у педагогов, работающих с разной категорией детей и обучающихся. Наиболее высокие показатели по шкалам «физическая агрессия» и «вербальная агрессия» отмечены у воспитателей ДОУ, по шкале «косвенная агрессия» — у преподавателей вузов. Педагоги с высоким уровнем агрессивности отличаются повышенными показателями шкал «невротичность», «раздражительность», «эмоциональная лабильность».
Педагоги с высоким уровнем сформированности системы осознанной саморегуляции, характеризуются более высоким уровнем субъективного контроля над значимыми ситуациями, осознанностью в планировании и программировании своего поведения, контроле и сдерживании внешних форм агрессивного поведения, внутренних побуждений. Особенности проявления вербальной агрессии связаны с уровнем сформированности регуляторного процесса планирования и регуляторной гибкости, а косвенной агрессии — со способностью выделять значимые условия достижения целей (моделирование).
Выявленные особенности саморегуляции и агрессивных проявлений у респондентов, принадлежащих к различным этническим общностям, позволяют сделать следующие выводы: своеобразие социально-экономических, исторических условий развития, образа жизни, культуры приводят к формированию типичных черт социального и национально-психологического облика представителей данной общности. Так, респонденты, принадлежащие к осетинской выборке, характеризуются высокой выраженностью физической агрессии. Выборка карачаевских респондентов отличается выраженностью показателей вербальной и косвенной агрессии. Эти данные подтверждаются результатами исследования стиля саморегуляции: достаточно высокие показатели по шкалам «планирование», «гибкость», «самостоятельность» и низкие значения шкалы «оценка результатов» отмечены у представителей карачаевской выборки. Данный профиль саморегуляции встречается у людей с тенденцией к акцентуации характера астенического или эмоционально-возбудимого типа.
Типичный профиль саморегуляции для представителей русской национальности характеризуется низкой сформированностью процесса планирования и высоким уровнем развития процесса моделирования и программирования. Такие педагоги склонны заранее формировать самостоятельную программу исполнительских действий, определять и составлять схему будущего действия.
Культура этноса и региональные особенности, представленные в традициях и обычаях, задают основной вектор и эталоны субъективного оценивания значимости социального пространства индивида и потому могут рассматриваться как факторы, оказывающие влияние на контроль и саморегуляцию поведения.
- Статья «Взаимосвязь выраженности компонентов жизненных ценностей с уровнем развития осознанной самор doc, 1.19 Мб
- Статья «Изучение осознанной саморегуляции в управлении агрессией в ее дифференциальных и кросскульту doc, 59 Кб
- Статья «Кросс-культурный подход к исследованию психологических механизмов саморегуляции в ситуации м doc, 56.5 Кб
- Т.Н. Банщикова. Диагностика агрессивности педагога: метод. пособие pdf, 2.69 Мб