«Психология» (учебное пособие, разработанное в соответствии с требованиями ФГОС-3)
Актуальность, научная и практическая значимость
Сегодня становится очевидным, что психологическая подготовка современного учителя, качественно иная по форме и содержанию, является тем важнейшим ресурсом, на основе которого можно содержательно менять систему профессионального педагогического образования. Требование повышения психологической компетентности учителя вытекает из требований ФГОС ВПО, что предполагает основательное знакомство не только с общей, возрастной и педагогической психологией, но и детальным пониманием сущности теорий и концепций этих научных дисциплин. Вот почему психологические знания будущего учителя являются базовыми, а его психологические компетенции детерминируют формирование других профессиональных компетенций.
Потенциал психологических дисциплин в реализации стандартов ФГОС-3 проявляется, как минимум, в двух направлениях. Во-первых, он обеспечивает базовые психологические знания психологии человека, закономерностей развития его личности (в том числе в онтогенетическом плане), развития когнитивной, эмоциональной и волевой сферы и др. Во-вторых, психологические знания обеспечивают приобщение студентов к гуманитарной культуре, что способствует развитию особых личностных характеристик и компетенций, востребованных обществом.
Модуль «Психология» располагается в базовой части профессионального цикла стандарта по педагогическому образованию. Целью его освоения является содействие становлению профессиональной компетентности бакалавров на основе усвоения знаний о закономерностях функционирования психики человека в целом и в отдельные возрастные периоды его жизнедеятельности, а также знаний о закономерностях процессов обучения, воспитания и социального взаимодействия.
Модуль выстроен по концентрическому принципу и включает четыре учебные дисциплины, ориентирующие студентов на овладение профессиональными компетенциями. Это такие курсы (дисциплины), как психология человека, психология развития, педагогическая психология, социальная психология. Указанные дисциплины как структурные компоненты базового модуля «Психология» преемственно связаны между собой и взаимно дополняют друг друга. Пособие, разработанное коллективом авторов под рук. проф. Р.М. Фатыховой, способствует реализации требований ФГОС-3 в плане формирования психологической компетенции будущих педагогов.
Цели и задачи
Целью данного проекта является разработка структурных компонентов базового модуля «Психология», который должен быть выстроен по концентрическому принципу и включать базовые учебные дисциплины, ориентирующие студентов на овладение психологическими компетенциями.
Задачей разработчиков проекта являлось изложение содержания указанных дисциплин в единой структуре: программа, цель и задачи изучения дисциплины, требования к результатам освоения программы, примерный перечень вопросов к экзамену, примерные тестовые задания к зачету, конкретные профессионально-педагогические ситуации (кейсы), практико-ориентированные и творческие задания для оценки формируемых компетенций. Кроме того, необходимо было разработать глоссарий (перечень основных понятий для усвоения по каждой дисциплине), тематику рефератов, эссе и положение о модульно-рейтинговой системе (МРС) оценки знаний, на основе которой осуществляется контроль за работой студентов в течение семестра и уровнем усвоения материала.
Содержание проекта
Учебное пособие состоит из введения, трех глав, глоссария и приложения.
В первой главе определены задачи изучения дисциплин модуля «Психология» и его структура. Здесь же дается описание таких новых форм практических занятий и самостоятельной работы студентов, как кейс-метод и эссе.
Вторая глава посвящена характеристике различных возможных форм промежуточной аттестации студентов, подробно изложены критерии оценки знаний студентов.
В третьей главе изложено содержание всех дисциплин модуля «Психология», которые даны по единой схеме: требования к результатам освоения дисциплины; программа дисциплины; примерный перечень вопросов к экзамену; примерные тестовые задания к зачету; профессионально-педагогические ситуации (кейсы) и практико-ориентированные задания.
Приложение включает в себя глоссарий для усвоения каждой дисциплины модуля, тематика рефератов и других заданий для самостоятельной работы студентов, а также положение о модульно-рейтинговой системе оценки знаний являются уместными и даже необходимыми в данном пособии.
Результаты, выводы
Учебное пособие раскрывает содержание дисциплин модуля «Психология» по направлению 051000 – Педагогическое образование. Указывается перечень формируемых компетенций в процессе изучения психологических дисциплин, а также формы промежуточной аттестации и критерии оценки знаний. В помощь студентам дается характеристика основных психологических понятий для усвоения, конкретные профессионально-педагогические ситуации (кейсы), практико-ориентированные и творческие задания для оценки и самооценки формируемых компетенций. Положение о модульно-рейтинговой системе оценки знаний студентов, представленное в пособии, может быть использовано в процессе изучения и других дисциплин по указанному направлению подготовки.
Учебному пособию «Психология» присвоен гриф Министерства образования РФ «Допущено Учебно-методическим объединением по направлениям педагогического образования Министерства образования и науки РФ в качестве учебного пособия для высших учебных заведений, ведущих подготовку по направлению 050100 «Педагогическое образование» (выписка из протокола № 12 от 6 декабря 2012 года заседания Президиума УМО по направлениям педагогического образования).