- Качалова Алевтина Васильевна
кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной, специальной педагогики и психологии социально-психологического факультета, Армавирский государственный педагогический университет (Армавир)
- Твелова Ирина Александровна
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Армавирская государственная педагогическая академия (Армавир)
- Щербанева Наталья Геннадьевна
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Армавирская государственная педагогическая академия (Армавир)
Актуальность проекта
Каждый год меняются требования к проведению ЕГЭ, в связи с этим для многих выпускников сдача ЭГЕ является стрессовой ситуацией, оказывающей отрицательное воздействие на психику, зачастую усугубляющаяся самими педагогами. Трудности при сдаче ЕГЭ в основном связаны с особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, с недостаточным уровнем развития самоконтроля, с низкой стрессоустойчивостью учащихся, с отсутствием навыков саморегуляции. В период подготовки к единому государственному экзамену учащиеся 11-х классов испытывают огромное напряжение и нагрузку, как умственную, так и эмоциональную.
Сравнивая традиционный экзамен и ЕГЭ, можно отметить, что при новой форме сдачи экзамена, от школьника требуются совсем иные, значимые характеристики. А именно: высокая мобильность и переключаемость, устойчивая работоспособность, высокий уровень организации деятельности и концентрации внимания, произвольности, навыки освоения информации, представленной в различной модальности, навыки организации учебной работы как по времени, так и в пространстве с тем, чтобы, при наименьших затратах сил и времени, освоить и усвоить максимально большой объем знаний и т.д. Следовательно, необходимо так построить психологическое сопровождение, чтобы выше перечисленные, наиболее значимые характеристики были развиты к моменту сдачи ЕГЭ.
Психологическая составляющая подготовки ученика, является приоритетным пунктом во время подготовки к экзамену и особенно актуальной в день сдачи экзамена. Несмотря на это, система психологического сопровождения школьников складывается не системно, в виду отсутствия нормативно-методических документов и плана работы психологической службы в этом направлении.
Все это определило актуальность разработки и внедрения данного проекта.
Цели и задачи
Цель проекта – разработка программы психологического сопровождения подготовки выпускников Кубани к ЕГЭ.
Задачи проекта:
- Разработка технологий психологического сопровождения подготовки выпускников к ЕГЭ в образовательном пространстве школы.
- Создание программы тренингов для учащихся школ города и края с учетом трудностей сдачи ЕГЭ в крае.
- Разработка рекомендаций для учителей.
- Подготовка рекомендаций по формированию психологической готовности родителей.
Основное содержание этапов проекта
Целевая аудитория проекта: ученики старших классов общеобразовательных школ г. Армавира, хуторов Глубокий и Первомайский, пос. Старая Станица, не прошедшие контрольных срезов и пробных испытаний.
Этапы реализации проекта
1 этап «Подготовительный»
- Определение целевой группы – учащихся, не прошедших порог успешности на пробных испытаниях и анализ работы образовательных учреждений, в области психологического сопровождения образовательного процесса.
- Планирование работы службы сопровождения подготовки к ЕГЭ.
- Анализ ежегодного мониторинга уровня развития познавательных процессов учащихся.
- Разработка модели психологического сопровождения подготовки выпускников к ЕГЭ в образовательном пространстве школы.
2 этап «Диагностический»
- Диагностическое обследование учеников (развитие переключаемости внимания, концентрации внимания, уровень и тип тревожности, развитие операций мышления, т.е. всех тех процессов, которые необходимы для успешной сдачи ЕГЭ).
Диагностический инструментарий: «Корректурная проба» (тест Бурдона), «Таблицы Шульте», Горбова «Красно-черная таблица», Методика изучения уровня внимания (П.Я.Гальперин и С.Л.Кабылицкая), тест Д. Векслера, тест Дж. Равена, Школьный Тест Умственного Развития (ШТУР), тест тревожности Ч.Д. Спилбергера — Ю.Л. Ханина, Методика измерения уровня тревожности Тейлора, Тест школьной тревожности Филлипса, Методика «Дифференциальные шкалы эмоций» (по К.Изарду), Шестнадцатифакторный личностный опросник Кеттелла, Личностный опросник Г.Айзенка, опросник уровня субъективного контроля Роттера, методика «Мотивация к успеху» Т.Элерса, методика определения направленности личности.
- Изучение профессиональной направленности личности выпускников.
Диагностический инструментарий: ДДО, Карта интересов, «Профи» (ИМАТОН), программа «Перекресток» (Пряжникова Е.М.).
- Проведение индивидуальных и групповых консультаций учащихся и их родителей.
3 этап «Развивающий»
- Апробация программы психологического сопровождения подготовки выпускников Кубани к ЕГЭ (технологии развития и саморазвития, саморегуляции, стресс-менеджмента, тайм-менеджмента, поддержки и самоподдержки, конструктивного взаимодействия, создания ситуации успешности).
- Развитие навыков конструктивного взаимодействия учителей со слабоуспевающими школьниками.
- Формирование у родителей навыков психологической поддержки детей в период сложных и стрессовых ситуаций.
Для этого каждый учитель вслух, при всех, производил отчет о проделанной работе: что пройдено, где были пробелы, обращает внимание на слабые стороны (невнимателен, забывает переносить запятую и т. п.), характеризует личностные качества учащегося, с которым он работал на консультации, высказывает свои рекомендации на перспективу.
4 этап «Рефлексивный»
Определение эффективности проекта: измерение индивидуально-психологических показателей у выпускников (снижение уровня тревожности; развитие концентрации внимания; развитие четкости и структурированности мышления; повышение сопротивляемости стрессу; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние резервы);
Анализ эффективности абпробации проекта проводился на основе сопоставления результатов диагностики до начала реализации проекта и по его завершению.
Результаты и выводы
По результатам сдачи ЕГЭ 2012-2013 учебного года подтвердилась эффективность и целесообразность внедрения программы психологического сопровождения подготовки выпускников Кубани к ЕГЭ.
Практическое применение результатов работы.
- На основе полученных результатов проекта экспертной группой проводились районные консультации с выпускниками в Успенском, Отрадненском, Лабинском, Мостовском, Усть-Лабинском, Красноармейском, Курганинском районах.
- Наработанный методический и практический материал, в ходе реализации проекта, можно использовать при подготовке к ЕГЭ в любой общеобразовательной школе края как в выпускных так на более ранних этапах обучения в 7 – 8 классах.
- По результатам реализации проекта психологического сопровождения подготовки выпускников Кубани к ЕГЭ подготовлено учебно-методическое пособие «Порог успешности».