«Программа профилактики эмоционального выгорания специалистов “Работа в радость”» (психолого-педагогическая программа)
Результативность социальной работы оценивается по наличию положительной динамики у своего клиента или в сопровождаемой семье, при этом как индивидуальные клиенты, так и семьи редко выходят на высокий социальный уровень даже при условии успешного осуществления реабилитационных программ, в результате этого в рабочем пространстве специалист социальной защиты всегда окружен людьми со сниженным социально-психологическим статусом.
Постоянное столкновение с проблемами и неудовлетворенностью (а нередко и невозможностью решения каких-то проблем) постепенно изменяет личность и мировоззрение самого специалиста.
Специфика социальной работы еще и в ее автономномности и конфиденциальности. В большинстве случаев в практике работы не заложено коллективное решение проблем, как это делается в образовании (педсоветы и т.п.)
Новизна данной программы заключается в интеграции различных подходов. Программа включает в себя социально-психологический тренинг, систему супервизии профессиональной деятельности и рекомендации по саморазвитию.
В программе разработан пакет методических материалов для группы, анкеты для получения обратной связи от группы и бланки для проведения супервизии.
Цели и задачи
Цель – повышение эффективности работы специалистов в системе социальной защиты населения через построение системы профилактики эмоционального выгорания.
Задачи:
- Создать условия для осознавания людьми своего эмоционального состояния и своей профессиональной мотивации;
- Познакомить специалистов со способами снятия эмоционального напряжения;
- Создать условия для развития эмоциональной компетентности, толерантности и эмпатии (конструктивного сопереживания);
- Познакомить сотрудников с основами и принципами работы в команде.
Программа рассчитана на работу с:
- специалистами учреждений социальной защиты, ведущими прием и работающими с населением (семьи разных категорий, пожилые люди);
- педагогами государственных учреждений, работающих с детьми-сиротами и детьми, лишенными родительского попечения;
- руководителями учреждений социальной защиты.
Ожидаемые результаты программы:
- Снижение показателей эмоционального выгорания у специалистов (определяется по тесту В.В. Бойко).
- Повышение эмоциональной компетентности специалистов;
- Повышение эффективности работы междисциплинарных команд специалистов в учреждениях социальной защиты.
В начале и в конце программы предусмотрено анкетирование участников группы для получения обратной связи и оценки результативности участниками программы.
При отборе материала и построении занятий мы руководствовались следующими принципами:
- принцип уважения уникальности и своеобразия каждой личности;
- принцип наглядности и доступности;
- принцип последовательности и системности в подаче и изложении материала;
- принцип проблемности (приоритета проблемных методов обучения);
- принцип практической направленности (ориентация на практическую деятельность специалиста).
В программе используются следующие формы работы:
- социально-психологический тренинг;
- мини-лекции;
- семинары;
- индивидуальная и групповая супервизия работы специалиста.
Работа по программе обязательно должна начинаться с собеседования с руководителем учреждения (руководителями, если группа будет смешанная, из нескольких учреждений), с целью единого понимания, к чему может придти группа к окончанию работы по программе и с целью создания безопасного психологического пространства для сотрудников в независимости от степени выраженности у них симптома эмоционального выгорания.
Диагностика включает в себя выполнение и обработку теста «Методика диагностики уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко.
Повторную диагностику эмоционального выгорания сотрудников можно проводить только по истечении трех месяцев с начала курса, то есть после проведения групповой супервизии.
Тематическое планирование
- Понятие эмоционального выгорания. Признаки эмоционального выгорания
- Диагностика эмоционального выгорания (тест В.В. Бойко)
- Способы снятия напряжения
- Теория систем и социальные роли. Личная карта социальной успешности
- Мотивация и удовлетворенность работой
- Способы выражения эмоций. Работа с эмоциональными состояниями
- Техники общения. Конфликтология. Развитие коммуникативных компетенций
- Оптимизация деятельности при работе в команде
- Супервизия сложных профессиональных случаев
- Планирование своей деятельности и рабочего времени
- Личностное и профессиональное саморазвитие
Программа рассчитана на 25 академических часов групповой работы: 8 часов теоретических и 17 часов практических. Для оптимальной работы группы в ее состав можно включать от 10 до 16 участников. Тренинг проводится в строго закрытой группе (состав участников группы во время тренинга не меняется).
Теоретический и практический материал подается в занятии в единстве, используются проблемные методы. По окончании группового цикла занятий участники группы проводят индивидуальную супервизию друг для друга на протяжении 2 месяцев, после чего группа собирается снова для групповой супервизии наиболее сложных профессиональных случаев. Также на протяжении этих двух месяцев сотрудник имеет право на индивидуальную консультацию психолога по проведению встреч и общения с клиентами.