Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«"Книга жизни" как метод психологической реабилитации ребенка в процессе сопровождения семьи с кровно-родственной формой опеки» (практико-методологический проект)


Актуальность и новизна

Несмотря на возросший интерес к проблемам замещающих семей, отраженный в работах отечественных ученых, таких как Аладьин А.А., Николаева Е.И., Олейник В.В., Ослон В.Н., Фурманов И.А., Япарова О.Г., практика психологического сопровождения опекунской семьи, по нашему мнению, разработана недостаточно. В процессе психологического сопровождения опекунских семей были выявлены специфические проблемы, которые для их решения требовали методологического инструментария. Предлагаемый к рассмотрению метод «Книга жизни» является продуктом практического опыта психологического сопровождения опекунских семей.

Метод является важной составной частью программы психологического сопровождения замещающих семей с родственной формой опеки. Его эффективность напрямую зависит от последовательного прохождения всех этапов программы.

Цели и задачи

Цель метода: создание непрерывности истории жизни ребенка, находящегося в семье с родственной формой опеки, как условие его психологической реабилитации.

Под психологической реабилитацией ребенка мы понимаем определение его места и роли в семейной системе через восстановление структуры семьи с включением всех ее репрессированных членов.

Задачи метода:

  1. Диагностика актуального эмоционального состояния ребенка;
  2. Формирование положительного образа прошлого, его принятия через реконструкцию истории семейной системы ребенка;
  3. Удовлетворение потребности в безопасности через создание непрерывности отношений в истории жизни ребенка;
  4. формирование уверенного поведения ребенка.

Теоретико-методологической основой данной работы являются: теория семейных систем М. Боуэна, эпигенетическая концепция Э. Эриксона, теория привязанности Дж. Боулби, теория поля К. Левина, концепция незавершенного действия Б. В. Зейгарник.

Основное содержание метода «Книга жизни»

Метод предназначен для психологической реабилитации ребенка в возрасте до 12 лет в процессе сопровождения семьи с родственной формой опеки.

У опекаемых детей диагностируются проблемы по основным психическим компонентам: когнитивном, эмоциональном и поведенческом. Наблюдаются чувство неполноценности, неуверенность в себе, низкая самооценка, трансформирующиеся в осложненные формы поведения, еще больше затрудняющие общение.

Указанные проблемы обусловлены отсутствием непрерывности истории жизни ребенка. Для формирования непрерывности истории жизни ребенка необходимо опираться на принципы программы психологического сопровождения опекунских семей.

Примерная структура работы

Тема

Задачи

Содержание работы со страницей

«Линия жизни» (стр. 1)

Диагностика актуального эмоционального состояния ребенка и его представлений о том, что с ним произошло

Вводим ребенка в предстоящую деятельность. Помогаем ему найти себя на линии жизни.

«Ты видишь линию жизни. Представь, что ты кораблик и плывешь по линии жизни как он по океану. (Предлагаем на выбор ребенку картинки - раскраски с разными моделями корабликов). Выбери и раскрась его. Покажи на линии, где сейчас находишься ты - кораблик. Как ты сюда попал?»

«Вперед в прошлое» (стр. 2)

Формирование положительного образа прошлого, его принятия через реконструкцию истории семейной системы ребенка

Вместе с опекуном воспроизводим историю встречи родителей ребенка. Создаем их положительный образ. На странице ребенок приклеивает заранее выбранные фотографии отца и матери. Пишем историю «Мои родители». Воссоздаем их позитивный образ.

«Я родился!» (стр. 3)

«Что в имени моем» (стр. 4)

«Город, в котором я родился» (стр. 5)

«Я расту» (стр. 6)

Пишем историю рождения ребенка (дата, место, рождения, знак зодиака, историю выбора имени, его значение, великие люди, рожденные под таким же знаком зодиака и носивших имя ребенка, антропометрические данные ребенка). Создаем позитивный образ – Я ребенка.

«Так случилось...» (стр. 7)

Удовлетворение потребности в безопасности через создание непрерывности отношений в истории жизни ребенка

Работа с травмой потери кровной семьи. Работа с чувствами ребенка – виной, обидой, гневом. Проговаривание причин изъятия ребенка из кровной семьи. Создаем вместе с ребенком и опекуном генеалогическое древо.

«Мои друзья» (стр. 8)

«Мои достижения» (стр. 9, 10)

Формирование уверенного поведения ребенка

Взращивание ресурса ребенка. Пишем истории о друзьях, о достижениях, о значимых событиях в жизни ребенка.

Результаты и выводы

Метод «Книга жизни» разработан и апробирован на базе МБОУ Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции г. Мурманска в 2013 г.

Результаты работы по методу «Книга жизни» представлены в таблице

Опекунские семьи

Результаты работы по основным психическим компонентам

Когнитивный компонент

Эмоциональный компонент

Поведенческий компонент

Семья №1 (опекун – 73 года, опекаемая – 10 лет)

Принятие потери кровной матери, отца

Эмоциональная стабильность, достаточный уровень сформированности самоконтроля

Уверенное поведение, умение планировать свою деятельность

Семья №2 (опекун – 65 лет, опекаемый – 8 лет)

Воссоединение с кровной матерью, включение в семейную систему умершего отца ребенка

Эмоциональная стабильность, снижение тревожности

 

Уверенное поведение

Семья №3 (опекун – 56 лет, опекаемая – 8 лет)

Сформировано принятие потери кровных родителей опекаемой

Наблюдается положительная динамика в снижении невротических реакций

Тенденция к снижению «прилипчивости», возрастанию уверенности в себе

Представленные результаты практической работы подтверждают эффективность метода «Книга жизни». Данный метод является надежным инструментом в создании непрерывности истории жизни ребенка в ее позитивной коннотации.


Содержательные материалы
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:
За этот проект проголосовало: 699 читателей
30.04.2014 13:11:57Банникова Инна
30.04.2014 10:03:12Морганова Рада
30.04.2014 09:59:44Кулганов Морен
30.04.2014 09:56:18Береговая Юлия
30.04.2014 09:12:08Дроганов Олег
30.04.2014 08:47:08Рысковец Павел
30.04.2014 08:43:58Разуваев Дамир
30.04.2014 08:33:03Фомичев Максим
30.04.2014 01:23:56Король Нэля
30.04.2014 01:19:16Тишкина Мира
30.04.2014 01:16:16Рубина Елена
30.04.2014 01:13:32Тимохина Вера
30.04.2014 01:10:28Прыгина Женя
30.04.2014 01:07:43Друнина Нина
30.04.2014 01:04:04Жукова Майя
30.04.2014 01:03:20Юшина Лея
30.04.2014 01:01:18Грошев Андрей
30.04.2014 00:58:55Филаткин Антон
30.04.2014 00:55:56Гренкин Лева
30.04.2014 00:49:50Такбаев Дамир
30.04.2014 00:47:21Горелов Борис
30.04.2014 00:44:40Малин Эдик
30.04.2014 00:42:06Коровкина Нюша
30.04.2014 00:39:36Колякина Ира
30.04.2014 00:36:36Горина Юля
30.04.2014 00:33:49Потапкин Олег
30.04.2014 00:31:01Крючков Сергей
30.04.2014 00:27:54Новиков Макар
30.04.2014 00:24:38Трегубов Дима
30.04.2014 00:22:10Кирилова Ольга
30.04.2014 00:19:25Ларина Валерия
30.04.2014 00:14:22Каримов Гарик
30.04.2014 00:11:40Каренин Михаил
30.04.2014 00:09:43Столина Вера
30.04.2014 00:06:34Горелова Люда
30.04.2014 00:03:56Дронина Ирина
29.04.2014 23:58:02Дудин Николай
29.04.2014 23:54:52Данилкин Илья
29.04.2014 23:51:14Ольга Петрова
29.04.2014 23:48:43Чебушев Женя
29.04.2014 23:45:53Нурова Альмира
29.04.2014 23:43:02Котова Ольга
29.04.2014 23:42:32Дьячков Юрий
29.04.2014 23:37:27Армина Лина
29.04.2014 23:34:17Гравитус Никос
29.04.2014 23:29:49Гарбузова Нина
29.04.2014 23:26:53Дукина Таня
29.04.2014 23:23:59Никонова Валя
29.04.2014 23:20:32Авдеев Роман
29.04.2014 23:07:35Артухина Дина
29.04.2014 23:03:46Шагалов Тимур
29.04.2014 23:00:47Левина Ульяна
29.04.2014 22:57:02Кубрина Олега
29.04.2014 22:50:52Агапов Ярик
29.04.2014 22:47:11Питкина Оля
29.04.2014 22:44:54Петрова Оксана
29.04.2014 22:44:11Логанова Кира
29.04.2014 22:39:21Карелина Анна
29.04.2014 22:31:38Крутиков Иван
29.04.2014 22:25:41Имагова Дарья
29.04.2014 22:11:49Ингутина Лола
29.04.2014 22:04:15Кашапов Нейл
29.04.2014 21:58:55Ташкунова Инна
29.04.2014 21:42:16Сапогова Лена
29.04.2014 18:35:25Соколова Юлия
29.04.2014 16:28:56Китаев Виктор
29.04.2014 10:16:28Петрова Ксения
28.04.2014 14:33:52Власов Игорь
28.04.2014 13:49:40
25.04.2014 22:29:04Руссу Мария
12.04.2014 00:13:12Романов Леонид
11.04.2014 09:31:43Приймак Сергей
10.04.2014 13:28:11Есипова Ирэна
03.04.2014 12:10:04Шуманов Илья
02.04.2014 17:01:35Т Наталья К

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su