Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Подготовка учащихся массовых общеобразовательных школ региона к принятию особых детей в условиях перехода к инклюзивному образованию» (программа)


Актуальность, научная и практическая значимость

В настоящее время в России сложилось единое образовательное пространство. Сторонники инклюзии утверждают, что инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей (и здоровых и детей с ОВЗ). Разрушение барьеров при получении образования приводит к объединению общественного пространства инвалидов и здоровых людей, меняется отношение к инвалидности — она считается не пороком, а особенностью того или иного человека.

Между тем, далеко не все участники образовательного процесса сегодня, готовы принять ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Эта неготовность имеет не только материально — техническую основу, но психологическую, морально — этическую. При этом следует отметить, что подготовке педагогов, психологов, социальных работников в настоящее время уделяется достаточно большое внимание — семинары, конференции, методические объединения, многочисленные публикации, мировые сообществе и т.д.; подготовительная работа ведется и с особыми детьми и их родителями, тогда как здоровые дети оказались невовлеченными в подготовительный процесс, что порождает целый комплекс проблем и трудностей. Рост насилия и жестокости в современном мире, длительный период отношение к инвалидам как к неполноценным членам общества наложили свой отпечаток на сознание современных школьников. Отсюда вытекает одна из первоочередных задач — формирование в обществе, и прежде всего у подрастающего поколения толерантного отношения к детям, сверстникам с недостатками в физическом и (или) психическом развитии.

Научная новизна состоит в обосновании критериев готовности здоровых школьников к принятию особых детей и разработке модели подготовки здоровых школьников к принятию детей с ОВЗ в условиях перехода к инклюзивному образованию с учетом современных российских и зарубежных научных достижений в разработке опыта и традиций инклюзии.

Практическая значимость заключается в том, что разработанная авторами проекта модель (тренинг) подготовки здоровых школьников к принятию особых детей в условиях перехода к инклюзивному образованию полностью апробирована и готова к использованию педагогами-психологами, социальными работниками, тьюторами, кураторами, классными руководителями, работающими в условиях инклюзивного обучения.

Основное содержание работы (или ее этапы)

В качестве основной формы работы со здоровыми школьниками нами выбран тренинг, структура которого выстроена в виде нескольких основных блоков:

1. Просветительский блок:

а) информационный блок — призван дать детям ответ на вопрос «что такое инклюзивное образование», его основные принципы, каковы особенности детей с ограниченными возможностями здоровья; преимущества инклюзии детей с нарушениями здоровья, возможные трудности и проблемы;

б) законодательный блок — позволяет получить информацию о правах детей вообще и правах инвалидов в частности, о российском и международном законодательстве, обеспечивающих право на равный доступ детей к образованию;

2. Психологический блок — призван помочь здоровым детям решить проблемы и трудности психологического характера:

а) повышение коммуникативной культуры — помощь здоровым школьникам в овладении средствами коммуникации; формирование ряда социальных установок, необходимых для эффективного общения вообще и с детьми с ОВЗ в частности;

б) формирование конфликтологической компетентности здоровых школьников — овладение эмоциями, уточнение своих пожеланий и возможностей, формирование установки на сотрудничество, рефлексивной культуры, конфликтоустойчивости, культуры саморегуляции, сензитивности, открытости и др.;

в) работа с барьерами и стереотипами — предполагает рассмотрение существующих стереотипов к людям с инвалидностью и подходов к пониманию проблем инвалидности; выработку основных направлений по разрушению барьеров;

г) развитие эмпатии, толерантности — уважения и признания равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения, готовности принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия;

д) снижение враждебности, агрессивности — уменьшение эмоциональных реакций, сопровождающих агрессивное поведение; формирование навыков адекватного и безопасного выражения гнева; развитие способности расслабляться;

е) формирование позиции позитивного принятия другого (ребенка с ОВЗ) — отношение уважения, понимания и безоценочности при межличностном взаимодействии вне зависимости от личностных качеств и проявлении Другого, сохраняющее за человеком право оставаться автономным.

Результаты, выводы

Проведено исследование по оценке эффективности модели (тренинга) формирования у здоровых детей установки принятия.
Сравнительный анализ результатов диагностики на констатирующем и контрольном этапах эксперимента (после тренинга по формированию у здоровых детей установки принятия) позволяет сделать следующие выводы об изменениях готовности здоровых школьников к принятию детей с ОВЗ к условиях перехода к инклюзии. Среди здоровых школьников увеличилось количество детей с высоким и средним с тенденцией к высокому показателем принятия других; здоровые школьники начали проявлять интерес и желание к совместному обучению, увеличилось количество здоровых школьников с высоким и средним уровнем коммуникативной толерантности, эмпатии, коммуникативных умений, предпочитающих компромисс и сотрудничество как способ урегулирования конфликта.

Программа подготовки здоровых школьников к принятию особых детей в условиях перехода к инклюзивному образованию полностью апробирована, наполнена содержанием и готова к использованию в практике работы массовых общеобразовательных школ.



Ссылки
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:
За этот проект проголосовало: 776 читателей
30.04.2014 13:50:55Петрова Елена
30.04.2014 13:48:57Образцов Артем
30.04.2014 13:45:53Морозова Олеся
30.04.2014 13:44:45Морозова Елена
30.04.2014 13:10:40Zhang Yaqi
30.04.2014 13:09:56Веселов Михаил
30.04.2014 13:06:46Гуров Юрий
30.04.2014 13:04:57Саламов Рома
30.04.2014 13:03:56Летаева Ольга
30.04.2014 13:02:40Блохнин Андрей
30.04.2014 13:00:44Рыжова Валерия
30.04.2014 12:59:38Денисова Мария
30.04.2014 12:59:09Бессараб Игорь
30.04.2014 12:52:27Дыркин Алексей
30.04.2014 12:52:05Дроздова Дарья
30.04.2014 12:50:16Цветкова Елена
30.04.2014 12:47:40Хабаров Сергей
30.04.2014 12:46:08Дубровина Анна
30.04.2014 12:45:13Поварнин Егор
30.04.2014 12:41:50Дуюн Александр
30.04.2014 12:38:37Тучков Павел
30.04.2014 12:37:12Евсюков Сергей
30.04.2014 12:36:59Карлов Павел
30.04.2014 12:35:52Алиев Шамил
30.04.2014 12:35:36Гуркина Катя
30.04.2014 12:34:46Урыпова Любовь
30.04.2014 12:33:38Каратай Павел
30.04.2014 12:30:16Гуркина Анна
30.04.2014 12:28:44Кривых Татьяна
30.04.2014 12:25:41Гудакова Ирина
30.04.2014 12:23:44Казаков Андрей
30.04.2014 12:22:33Трусов Сергей
30.04.2014 12:20:45Исаханян Артур
30.04.2014 12:18:47Ядыкин Михаил
30.04.2014 12:18:44Гротасс Ренарс
30.04.2014 12:18:32Нагорный Денис
30.04.2014 12:15:53Толстов Сергей
30.04.2014 12:15:14Ядыкин Иван
30.04.2014 12:11:06Индюкова Анна
30.04.2014 12:09:31Мусаева Элиза
30.04.2014 12:09:21Тихонов Павел
30.04.2014 12:07:51Коверова Ольга
30.04.2014 12:07:08Ильин Саша
30.04.2014 12:06:37Юдина Татьяна
30.04.2014 12:06:17Тихонов Андрей
30.04.2014 12:04:54Ронжина Ирина
30.04.2014 12:03:41Грачёв Вадим
30.04.2014 12:02:40Титов Алексей
30.04.2014 12:00:37Сидоров Сергей
30.04.2014 12:00:12Князев Артур
30.04.2014 12:00:03Молочкова Катя
30.04.2014 11:59:43Гончаров Роман
30.04.2014 11:59:36Тимонина Елена
30.04.2014 11:57:38Минакова Ирина
30.04.2014 11:57:25Щусь Иван
30.04.2014 11:55:49Онищук Павел
30.04.2014 11:55:41Тетерина Лейла
30.04.2014 11:55:00Ковган Дмитрий
30.04.2014 11:54:01Меркель Богдан
30.04.2014 11:51:35Мамонов Игорь
30.04.2014 11:50:44Блохнин Андрей
30.04.2014 11:49:23Никулина Ольга
30.04.2014 11:47:49Штефан Снежана
30.04.2014 11:42:35Шестова Ирина
30.04.2014 11:41:08Сиденко Олеся
30.04.2014 11:35:32Шестов Николай
12.03.2018 21:34:27Сахаров Андрей
30.04.2014 11:32:40Лик Ирина
30.04.2014 11:26:54Летаева Ольга
30.04.2014 11:21:28Лаптев Игорь
29.04.2014 18:41:11Царь Татьяна
28.04.2014 18:16:55Алексенко Лиза
28.04.2014 17:32:40Чжен Лариса
28.04.2014 14:41:42Свиридова Ирина Петровна
Голос из ВКонтакте
24.04.2014 14:02:14Белова Наталия
17.04.2014 18:48:23Ропотова Анна
16.04.2014 20:17:57Харькова Мария
10.04.2014 21:03:42Петрова Елена
10.04.2014 20:33:07Азарова Анна
09.04.2014 13:56:16Акишина Юля
07.04.2014 22:14:19Хренова Алиса
07.04.2014 10:34:51B Anton A
07.04.2014 10:24:52Волкова Ольга
07.04.2014 10:19:01Богатова Ольга
07.04.2014 00:57:40Илюшина Юлия
02.04.2014 21:28:48Романова Ольга
02.04.2014 19:59:05Певченко Елена
01.04.2014 21:36:41Денисова Елена
01.04.2014 21:20:46Осипова Наталья Владимировна
Голос из ВКонтакте
01.04.2014 20:04:14Куликова Татьяна Ивановна
Голос из ВКонтакте

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su