«Комплексная программа профилактики асоциальных явлений и негативных форм поведения, формирования здорового образа жизни, ценностного отношения к жизненным ценностям "Я люблю тебя, жизнь!"» (авторская программа)
Актуальность проблемы, новизна и практическая значимость.
В последние годы резко обострилась проблема психофизиологического здоровья подростка. Значительная интенсификация умственного труда предъявляет повышенные требования к памяти, устойчивости внимания, а в условиях психоэмоционального напряжения, особенно во время экзаменов, может вести к стрессовым ситуациям с отрицательными последствиями для здоровья.
Актуальной проблемой общества, стремящегося обеспечить себе здоровое будущее, является профилактика асоциальных явлений на разных этапах развития личности, особенно в период подросткового возраста. Гораздо целесообразнее предупредить любое заболевание, чем потом прикладывать огромные усилия к лечению и затрачивать большие средства далеко не всегда дающие желаемый результат.
Первоначальная тяга к употреблению наркотиков возникает в тех ситуациях, когда подросток не может самостоятельно справиться с естественными проблемами своего возраста. В поисках новых впечатлений и компенсации дефицита добра и любви, подростки, увы, не всегда находят теплые, эмоционально насыщенные и бескорыстные отношения в семье. В силу своего возраста, отсутствия жизненного опыта они нуждаются в поддержке взрослых.
Новизна методического подхода: работа построена на оригинальной методике скрытой профилактики асоциальных явлений среди детей подростков, основанной, в частности, на активном использовании литературного творчества, в том числе, авторского, что способствует осуществлению целей и решению поставленных задач через креативность, не акцентируя внимания учащихся на самих асоциальных явлениях.
Практическая значимость: система профилактических мероприятий играет роль института непрерывного психологического образования детей (а также родителей и учителей) вплоть до окончания школы, хотя, проявляя необходимую гибкость, вполне возможно варьировать тематику занятий, исходя из запроса..Практическая значимость каждого, отдельно взятого занятия, проведенного в определенной группе детей, заключается в получении положительного эмоционального всплеска в атмосфере доверия, что открывает им дорогу самостоятельного посещения кабинета психолога.
Цели и задачи.
Цели: формирование у школьников здорового образа жизни, ценностного отношения к жизненным ценностям, а также психологической готовности к жизненному и профессиональному самоопределению, направленную на развитие успешной, конкурентоспособной.толерантной личности.
Задачи: рассматривая ребенка не как объект воздействия, а как объект содействия, способствовать:
- развитию креативности (с целью повышения эффективности учебной деятельности и личностного роста);
- развитию таких качеств личности как независимость, готовность перенять новый опыт, уверенность в своих силах; приобретению навыков межличностного и делового общения;
- развитию навыков конструктивного поведения в ситуациях конфликта;
- правильному выбору поведенческих стратегий в стрессовых ситуациях;
- формированию навыков устойчивости к психологическому давлению извне, неприятию криминала и навыков управления психоэмоциональным состоянием в стрессовых ситуациях с помощью саморегуляции, музыкально-поэтического релакса;
и помочь родителям и ребенку развернуться «лицом» друг к другу.
Содержание и особенности авторской методики скрытой профилактики асоциальных явлений среди подростков.
Конструкция программы создается благодаря сочетанию различных приемов: занятий проводимых в тренинговой форме, бесед-диспутов, насыщенных ролевыми играми, специальными упражнениями придуманными автором и встречающимися в литературе, элементами психодрамы. Широко используются притчи, метафоры, элементы народного творчества. В программе активно используются собственное литературное (поэтическое) творчество автора, т.е. то, что рождается вместе с рождением новой темы и позволяет создать положительный эмоциональный фон в группе. Ведущий побуждает участников группы к размышлениям анализу и осознанию проблемы, собственному творчеству. Там, где это уместно используется юмор. Занятия обычно не имеют лекционный характер. Как правило, любое занятие, несущее какую- либо новую информацию, опираясь на уже имеющиеся знания участников, плавно перетекает в доверительную беседу– диспут, создавая скрытую мотивацию на позитивный стиль жизни, тем самым, работая на профилактику асоциальных явлений и негативных форм поведения. Как правило, такая же форма распространяется и на занятия, проводимые с родителями (Родительский Университет), побуждая их мыслить, рассуждать, находить выход из своей частной проблемной ситуации, улучшать эмоциональный фон отношений в семье, определить оптимальный стиль воспитания ребенка. Основная часть программы содержит самостоятельные авторские разработки занятий (с использованием ранее известных приемов) на темы, актуальные как в конкретной школе, так и затрагивающие проблемы современных подростков в целом.
Результативность и выводы.
Предложенные методы работы, по результатам диагностики, способствовали снижению уровня тревожности учащихся во время адаптационных периодов, а также снижению уровня открытого агрессивного поведения, как недоразвития установок социального сотрудничества
Выводы. Творческий подход во взаимодействии с детьми и родителями и побуждение их к собственному творчеству делает жизнь насыщенной и интересной, не оставляя в не места для негатива.
«Поэзия — это дар речи в момент потери сознания», — сказала поэтесса Юнна Мориц.
«Поэзия — это способ обретения сознания посредством развития дара речи». Эта формула, выведенная мной наряду с приведенной выше, помогает в решении многих проблем, стоящих перед психологом.