Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Войдите как член «Психологического клуба» или зарегистрируйтесь


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Программа психологической готовности к школьному обучению в условиях реализации ФГОС НОО "Тропинка к школе"» (методическое пособие)


Быть готовым к школе — не значит уметь читать, считать и писать.
Быть готовым к школе — значит быть готовым всему этому научиться.

Л.А.Венгер

 

Актуальность, научная и практическая значимость.

Поступление ребенка в школу подводит итог его дошкольному детству. Однако для того, чтобы начало школьного обучения послужило основой для нового этапа развития, ребенок должен быть готов к нему психологически.

Проблемой психологической готовности к школе, ее изучением, обоснованием критериев готовности к школьному обучению занимались многие психологи, педагоги, физиологи. Интерес к указанной проблеме, по мнению Н.И. Гуткиной объясняется тем, что образно психологическую готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший, крепкий фундамент — залог надежности и качества будущей постройки.

Введение в школах ФГОС НОО нового поколения определяет ряд высоких требований к современному младшему школьнику. Психолого-педагогической основой концепции ФГОС являются:

  • партнерские отношения: общество-школа-семья-личность.
  • типы образовательных результатов: личностные, метапредметные, предметные.
  • типы универсальных учебных действий: личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные.

Программа «Тропинка к школе» позволяет комплексно решать задачи всесторонней психологической подготовки к школе детей, в рамках введения и учета ФГОС НОО.

Оригинальность программы состоит в использовании новых подходов и технологий в развитии:

  • игровые методы (подвижные, развивающие игры);
  • арт-терапевтические техники (свободное и тематическое рисование);
  • сказкотерапевтические техники (сочинение, рисование по мотивам сказок);
  • музыкотерапия (дополнение музыкальным сопровождением других приемов для усиления их воздействия);
  • интеллектуальные игры и задания;
  • коммуникативные игры.

Основное содержание работы.

Данная программа предназначена для работы с детьми от 5 до 7 лет и включает в себя 30 занятий, которые проводятся один раз в неделю. Продолжительность каждого занятия составляет 40 минут. Оптимальное количество участников 6-10 человек. Структура каждого занятия следующая:

  1. ритуал начала занятия (позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия);
  2. основное содержание занятия (отражает цель и задачи занятия);
  3. рефлексия прошедшего занятия (подведение итога занятия, выяснение его эмоционального состояния по отношению к занятию);
  4. ритуал прощания.

Начало и конец занятия ритуальные, что сохраняет у детей ощущение целостности и завершенности.

Занятия в программе построены таким образом, что один вид деятельности сменяет другой, что позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.

Поддержанию интереса к занятиям способствует использование сказочных, тематических сюжетов, а также персонажа Незнайки (игрушка на руку), который приходит к детям с каким-нибудь заданием, с приглашением отправиться в путешествие и т.п. В конце каждого занятия Незнайка приносит детям «монетку мудрости», на которой написана какая-то значимая мысль о знании, дружбе, труде в виде пословицы или поговорки (пример: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда»). По окончании цикла занятий дети собирают Шкатулку с «монетками мудрости».

В завершении каждого занятия просматривается эмоциональное состояние каждого ребенка. Предварительно, у каждого в альбоме рисуется «Дерево настроения», на которое после каждого занятия ребенок приклеивает лепесток настроения разукрашенный им.

В течение курса создается книга «Летопись наших занятий». В эту книгу заносятся работы детей выполненные ими в результате парной, групповой работы (пример: «Две варежки», «Созвездие будущих первоклассников» и др.). Данная книга, фиксируя достижения каждого ребенка, позволяет объективно оценивать успехи и развитие группы в целом и каждого ребенка в отдельности.

Программа представлена: методическим пособием, в котором прописаны все 30 занятий, а также раздаточным и демонстрационным материалом, который активно используется на каждом занятии.

Результаты, выводы.

О результатах применения программы «Тропинка к школе» можно говорить исходя из динамики развития детей, которая отслеживается в процессе диагностического мониторинга (сравнительный анализ предварительной и конечной диагностики). Диагностика включает в себя тестирование по методике Л.А. Ясюковой «Готовность к школе. Прогноз и профилактика проблем в обучении»; а также отзывов родителей (анкетирование, беседы).

Данная программа апробировалось в течение 2009–2012 года с детьми дошкольного возраста в детских клубах и школе. По мониторингам за данный период времени более 95% детей прошедших работу по данной программе успешно адаптировались к школьной жизни, смогли успешно обучаться в рамках ФГОС НОО.

Пример одного из занятий в программе «Тропинка к школе» (занятие №4).

1.  Ритуал начала занятия.

Игра «Я рад(рада) тебя видеть...»

Дети встают в круг и передают друг другу мячик со словами «Я рад тебя видеть... (Петя)».

Игра «Передай мяч как...»

Психолог просит детей представить, что сейчас мяч будет превращаться в разные вещи и его нужно будет предать так, как будто эта вещь.

  • Маленький котенок, который спит
  • Горячая картошка
  • Стакан до краев полный воды
  • Тяжелый арбуз

2.  Основная часть занятия

Посмотрите, что принес нам Незнайка на занятие? (психолог показывает мешочек). Это мешочек со сказками. Какие вы знаете сказки? А сегодня мы попробуем сочинить свою сказку.

Игра «Мешочек сказок»

В этом мешочке находятся карточки с разными картинками, на них нарисованы какие-то сказочные вещи, персонажи и т. п. Вы по очереди вытаскиваете карточку, кладете ее на стол и начинаете рассказывать историю: «Однажды...». Затем следующий берет карточку из мешочка, кладет ее рядом с предыдущей и рассказывает продолжение истории и т. д.

А сейчас Незнайка предлагает нам немного отдохнуть.

Игра «Волшебное слово-пожалуйста»

Психолог называет различные движения (руки на пояс, руки вверх и т. д.). Дети должны выполнить только те движения, если психолог говорит слово «Пожалуйста» (Пример: пожалуйста руки в стороны).

Посмотрите, что Незнайка достал из своего кармана? (варежки)

Задание «Две варежки»

Дети объединяются в пары. Каждой паре необходимо договориться друг с другом, и украсить пару варежек. Каждый разукрашивает свою варежку, но узоры у двух варежек должны получиться одинаковые и красивые.

Данная работа оформляется на страницу книги «Летопись наших занятий».

3.  Рефлексия прошедшего занятия

  • Чем мы сегодня занимались?
  • Что было интересным?
  • Что вызвало трудности?
  • Что понравилось больше всего?

А сейчас появляется еще один лепесток настроения, разукрасьте его тем цветом, на который похоже ваше настроение сейчас и приклейте его к Дереву настроения. Какое у вас настроение?

Вы сегодня очень активно работали, смогли выполнить разные задания и Незнайка принес вам еще одну «монетку мудрости» (Знание лучше богатства). Психолог детьми обсуждает прочитанную мудрость и помещает монетку в шкатулку.

4.  Ритуал прощания

Дети становятся в круг, соединяют свои ладошки в середине — «по типу ромашки» и все вместе произносят «До свидания».


Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров,
10-я линия, д. 59, офис 124, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (905) 204-22-10, (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su