Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Войдите как член «Психологического клуба» или зарегистрируйтесь


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Формирование инициативности, самостоятельности, ответственности школьников на основе "Технологии формирования инициативности, самостоятельности, ответственности Мониной Г.Б."» (развивающая психолого-педагогическая программа внеурочной деятельности обучающихся)


Актуальность.

В связи с требованиями Федеральных государственных стандартов к личностному развитию учащихся, возникает необходимость в разработке программ направленных на развитие личностных качеств учащихся, таких как самостоятельность, ответственность, инициативность.

Научная и практическая значимость

Научная значимость проекта заключается в разработке психолого-педагогической программы внеурочной деятельности обучающихся. Программа представляет собой комплексную систему работы, направленную на развитие коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий.

Практическая значимость проекта.

  1. Инструмент реализации ФГОС. Реализуя данную программу, педагоги, психологи, смогут эффективно строить свою работу по развитию универсальных личностных и регулятивных действий для основного общего образования.
  2. Пошаговый алгоритм формирования — инициативности, самостоятельности, ответственности.
  3. Подобран диагностический инструментарий для выявления уровня сформированности инициативности, самостоятельности, ответственности обучающихся.
  4. Методы ведения занятий выбираются исходя из их выраженной практической направленности. Приоритетными формами обучения являются: игровые технологии, групповые дискуссии, ролевое проигрывание, арт-терапия.

Цель и задачи программы.

Цель данной программы — создание условий для развития самостоятельности, инициативности, ответственности детей младшего подросткового возраста.

Реализация данной программы по достижению указанной цели решается следующими задачами.

  1. Разработка концептуальных и научно-методических основ создания Программы.
  2. Составление программы на основе «Технологии формирования инициативности, самостоятельности, ответственности» (Монина Г.Б.).
  3. Создание целостной системы работы, направленной на формирование необходимых для развития личности младших подростков качеств — инициативности, самостоятельности, ответственности.
  4. Формирование у детей представления об основных личностных качествах (самостоятельность, инициативность, ответственность) и их значении в учебной деятельности.
  5. Формирование активной позиции ребенка, осознание им ответственности за собственное поведение и за результаты учебной деятельности.
  6. Развитие навыков и умений у детей по целеполаганию и планированию, самопрезентации, эффективному межличностному взаимодействию.
  7. Изучение влияния специально организованного обучения, направленного на формирование самостоятельности, инициативности, ответственности у детей, и прослеживание динамики развития самостоятельности, инициативности, ответственности.

Как устроена Программа.

Занятия с детьми 10–12 лет направлены на развитие инициативности, самостоятельности, ответственности и имеют определенные этапы, структуру. Программа рассчитана на один год обучения и составляет 33 часа. Состоит из семи основных модулей:

  • «Принадлежность к группе» — Этот модуль направлен на создание психоэмоционального комфорта внутри классного коллектива, развитие умения понимать других участников группы и взаимодействовать с ними на принципах уважения друг к другу.
  • «Личностные качества». Поскольку формирование самостоятельности, ответственности младшего подросткового возраста должно происходить осознанно, в структуру занятий включен модуль «Личностные качества» — знакомство детей с понятиями инициативности, самостоятельности, ответственности, с социальными нормами и правилами.
  • «Самопознание». Для создания условий для осмысления каждым ребенком используемых им способов успешных действий, своего стиля деятельности и для подготовки к переходу детей к самоконтролю, к саморегуляции, к самоуправлению собственной деятельностью.
  • «Саморегуляция». В этом модуле отдельное направление работы психолога — оказание помощи детям в понимании собственных эмоций, в отработке навыков регуляции эмоционального состояния, умения управлять ими.
  • «Уверенное поведение». Игры и упражнения данного модуля могут предназначаться как для всех детей в группе, так и для отдельного ребенка, для которого решение проблемы неуверенности является актуальным. В план модуля включены упражнения для обучения детей способам уверенного изложения просьбы и корректного отказа собеседнику (проявления данного стиля поведения окажется необходимым в предстоящей школьной жизни и в период адаптации к ней).
  • «Коммуникативный». На этом этапе особое внимание уделяется формированию коммуникативных навыков, умения сотрудничать со сверстниками и с взрослыми, генерализация полученных навыков инициативного, самостоятельного, ответственного поведения, сплочение группы.
  • «Развитие креативного мышления». Формированию творческих способностей — одного из эффективных путей подготовки детей к будущему — посвящен модуль «Креативность». Задания, предлагаемые в этом модуле, учат подростков принимать решения, не бояться ошибок (кто не умеет ошибаться — не умеет творить), способствуют раскрытию потенциала каждого ребенка.

Ожидаемые результаты.

Для обучающихся:

  • Повышение уровня самостоятельности, ответственности, инициативности.
  • Развитие навыков сохранения (профилактики) психоэмоционального состояния.

Для педагогических работников:

  • Создание целостной системы работы, направленной на формирование необходимых для развития личности младших подростков качеств — инициативности, самостоятельности, ответственности.
  • Обеспечить педагогов инструментарием при реализации ФГОС в школе.
  • Внедрение в учебный процесс современных психологических технологий, сопровождения в интеграции с традиционными средствами обучения.

Для образовательных учреждений:

  • Внедрение современных психолого-педагогических технологий в соответствии с требованиями федеральных стандартов.
  • Повышение психологической компетентности педагогических работников.
  • Решение задачи успешной адаптации учащихся при переходе в среднюю школу.

Результаты работы по программе.

  1. Количественный анализ показал, что проведенные занятия способствовали развитию инициативности, самостоятельности и ответственности младших подростков, уровень развития самостоятельности выше в среднем на 23%, чем в контрольном классе, уровень ответственности на 27%, и уровень инициативности на 16%, что говорит о положительных тенденциях проведенной развивающей работы.
  2. Таким образом, экспериментальная апробация разработанной программы позволяет сделать выводы: что проведенные занятия способствовали формированию инициативности, самостоятельности и ответственности младших подростков.

Основные публикации.

  1. Публикация в сборнике материалов VII областной научно-практической конференции «Психологическое сопровождение процесса внедрения федеральных государственных стандартов в учреждениях образования» г. Псков, 2012 г.

Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

Проблемы на сайте?
Сообщите нам!
 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров,
10-я линия, д. 59, офис 124, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (905) 204-22-10, (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su