Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Войдите как член «Психологического клуба» или зарегистрируйтесь


Номинация «Психологический инструмент года»
Реферат проекта

«Арт-терапевтическая мастерская в пенитенциарном учреждении для несовершеннолетних» (комплекс психокоррекционных и реабилитационных мероприятий для несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом)


Актуальность проекта

Особенностью подросткового возраста является кризис идентичности. «Формирование «идентичности» рассматривается как результат распада «детского Я» и необходимости синтеза нового «взрослого Я». Именно этот процесс, а не факторы окружающей среды рассматриваются как первоисточник всех трудностей и всех нарушений поведения у подростков». Кроме того, подростки, находящиеся в конфликте с законом, характеризуются повышенной конфликтностью с окружающими, узостью интересов, жесткостью поведенческих стереотипов, слабыми прогностическими способностями и нарушениями эмоционально-волевого регулирования поведения. 

Для помощи несовершеннолетним, отбывающим наказание в воспитательной колонии, в исследовании собственного взгляда на мир, в изменении своего отношения, как к себе, так и к окружающим, в овладении своим собственным поведением, необходимо использование арт-терапевтических технологий. О возможностях арттерапевтов писал еще К. Тисдейл: «Чем лучше клиент – правонарушитель станет понятным для себя самого, чем лучше поймет эффекты собственной личности на окружающих, тем более он будет способен к осознанию своего возможного социально опасного поведения».

Исходя из возможностей и особенностей использования различных арт-терапевтических методов, становится возможным создание специальной мастерской, предоставляющей воспитанникам колонии возможность через экспериментирование материалами исследовать и корректировать свое поведение. В настоящее время таких студий в закрытых учреждениях для несовершеннолетних нет, и арт-технологии на систематической основе не используются. 

Цель проекта

Реабилитация несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом.

Задачи

В ходе реализации проекта решаются следующие задачи:

  1. Внедрение инновационных технологий в систему реабилитации несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом.
  2. Проведение тематически ориентированных терапевтических групп и открытых студийных занятий с несовершеннолетними правонарушителями, отбывающими наказание в колонии.
  3. Обобщение и распространение положительного опыта реализации проекта (обучающие семинары, конференция для специалистов учреждений ФСИН и др.). 

Содержание работы

Целевая группа:

  1. Несовершеннолетние, отбывающие наказание за совершение преступления.
  2. Специалисты Ижевской воспитательной колонии, УФСИН России по УР, сотрудники территориальных органов ФСИН России.
  3. Специалисты организаций, проводящих профилактику правонарушений, и студенты-психологи Удмуртского государственного университета.

Мероприятия проекта были реализованы в три этапа при финансовой поддержке Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации:

1 этап – подготовительный:

  • привлечение к участию в Проекте несовершеннолетних правонарушителей, студентов-добровольцев;
  • подготовка площадки для арт-терапевтической мастерской;
  • социально-психологическая диагностика подростков;
  • обучение специалистов внедряемым методикам по программам «Проективный тест «Картина мира», «Песочная терапия» в НОУ ДПО Институт практической психологии «Иматон»;
  • обучение волонтеров и специалистов использованию техник арт-терапии, песочной терапии, куклотерапии.

2 этап – основной:

  • проведение занятий в арт-терапевтической мастерской; 
  • освещение работы арт-терапевтической мастерской в СМИ и отраслевых изданиях.

3 этап – заключительный:

  • анализ результатов деятельности по Проекту;
  • 21 – 23 июня 2016 года проведена Всероссийская научно-практическая конференция «Свобода арт-терапии в несвободных условиях»;
  • издание сборника тезисов конференции. 

Результаты

Количественные результаты

Участие приняли 61 подросток.

Проведено 66 групповых занятий в режиме тематически-ориентированной группы и 23 занятия в виде «открытой студии». В обучающих семинарах участие приняли 110 человек. Фризлайт и коррекция образа «Я» посредством арт-терапии рекомендованы к внедрению в пенитенциарных учреждениях.

Качественные результаты

У воспитанников колонии диагностированы следующие изменения:

  • изменение образа Я и образа мира, 
  • улучшение эмоционального отношения к себе, к миру, 
  • снижение уровня конфликтности подростков,
  • повышение уровня эмоционально-волевого самоконтроля.

Мультфильм «Пластилиновая Олимпиада»

Мульфильм снят в процессе работы с Образом «Я» в арт-мастерской подростками, отбывающими наказание в Ижевской воспитательной колонии.


Содержательные материалы


Ссылки
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:
За этот проект проголосовало: 30 читателей
Писарев Олег МихайловичИспользование методов АРТ-терапии в работе с подростками реально дает результат.
Акулова Светлана Львовнаинтересный опыт в области пенитенциарной психологии.
Петрянкин Леонид Петровичданная авторская работа является наиболее актуальной в пенитенциарной системе.
Касаткин Денис ЛеонидовичГолосую, потому что проект единственный из представленных, который используют в пенитенциарной системе и доказал свою эффективность
Хасанов Григорий Миннигаязовичединственная работа из пенитенциарной системы
Владимирова Ольга ВладимировнаЭффективность - налицо! Арт-технологии - большое подспорье в деятельности пенитенциарного психолога
Шарова Ирина АлександровнаАктуально, интересно, ново!!!
Кириллова Марина КирамовнаРаботающий проект. Доступный для реализации всем неравнодушным практикам.
Гатаулина Алина АхметовнаИнтересная и актуальная работа, а главное практически применима в пенитенциарных учреждениях.
Турченко Виктория АлександровнаДанное пособие весьма интересно для прочтения и глубокого изучения психологии. Все написано доступным и простым слоном.
Андреева Анна НиколаевнаИнтересный проект, актуальный. Понравились разработки и методы, использованные в реализации проекта.
Алякшина Татьяна ВасильевнаТема актуальна для пенитенциарных психологов
Тюрина Оксана АлександровнаОчень необходимые в работе техники с немотивированными подростками, пробовали использовать в УИИ и СИЗО отлично пошли. Многие психологи сейчас изучают именно арт-техники как метод диагностики и коррекции.
Дроздова Ольга ИгоревнаИнновационный подход в рамках изучаемой темы. Тема актуальна, полностью раскрыта, доступна для понимания и внедрения в деятельность в воспитательных колоний.
Фадеева Наталья АлександровнаТема является актуальной для современной пенитенциарной психологии. Соответсвует задач, стоящим перед пенитенциарной системой в рамках Концепции развития УИС до 2020 года. Тема раскрыта, научно обоснованна и может быть внедрена в практику психологов, осуществляющих деятельность с несовершеннолетними, приступившими закон.
Сидоренко Альбина ВикторовнаРабота направлена на развитие личности подростка, совершившего правонарушение,а в перспективе на профилактику рецедивной преступности
Лихачева Светлана НиколаевнаРабота в закрытых учреждениях сложна и специфична. Представленные материалы большое подспорье практическим психологам
Салтыкова Лариса ВалерьевнаТема интересная, есть желание продолжить работу в этой сфере.
Бурт Альбина АнасовнаОчень сложная категория для работы, высокая результативность проекта
Коробейникова Светлана СергеевнаОчень грамотно и структурированно представлен материал. Тема актуальна, социально востребованна.
Соколова Людмила ВячеславовнаАктуальная, востребованная тема практикующим психологам.
Гунина София Александровнасчитаю, данный проект уникальным, так как
Сосновская Елена Петровная видела, как работали психологи в рамках этого проекта, как мальчишки, даже самые буки, раскрывались на занятиях. Это здорово. Я уверена, что это и правда им помогает!
Ромек Владимир ГеоргиевичВсегда радуюсь, когда узнаю о реальной, а не бумажной работе психолога в отечественной тюрьме.
Андреева Наталия ВикторовнаНа мой взгляд, проект интересный, и что немаловажно - актуальный. Когда психика еще гибкая и поддается коррекции и развитию, помощь, оказанная психологом может стать той самой "ступенькой" возвращения в социум. Поддерживаю этот проект!
Дымова Ирина Юрьевнав програме представлен большой аспект инструментов в работе с несовешеннолетними в пенитенциарном учреждении.
Передельская Ирина ГеоргиевнаРабота с несовершеннолетними в пенитенциарной системе является очень важной и актуалтнпц еа сегодняшний день.
Лепихина Мария СергеевнаСудя по описанию, проделана огромная работа с трудной категорией ребят. Надеюсь, во благо!
Лукшина Ольга ЮрьевнаРабочий проект. Грамотно разработан, актуален и востребован.
Тельнова Лариса ГеннадьевнаНадеюсь, наша работа принесет пользу всем участникам проекта и в первую очередь - ребятам

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров,
10-я линия, д. 59, офис 124, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (905) 204-22-10, (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su