Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Психологический инструмент года»
Реферат проекта

«Арт-терапевтическая мастерская в пенитенциарном учреждении для несовершеннолетних» (комплекс психокоррекционных и реабилитационных мероприятий для несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом)


Актуальность проекта

Особенностью подросткового возраста является кризис идентичности. «Формирование «идентичности» рассматривается как результат распада «детского Я» и необходимости синтеза нового «взрослого Я». Именно этот процесс, а не факторы окружающей среды рассматриваются как первоисточник всех трудностей и всех нарушений поведения у подростков». Кроме того, подростки, находящиеся в конфликте с законом, характеризуются повышенной конфликтностью с окружающими, узостью интересов, жесткостью поведенческих стереотипов, слабыми прогностическими способностями и нарушениями эмоционально-волевого регулирования поведения. 

Для помощи несовершеннолетним, отбывающим наказание в воспитательной колонии, в исследовании собственного взгляда на мир, в изменении своего отношения, как к себе, так и к окружающим, в овладении своим собственным поведением, необходимо использование арт-терапевтических технологий. О возможностях арттерапевтов писал еще К. Тисдейл: «Чем лучше клиент – правонарушитель станет понятным для себя самого, чем лучше поймет эффекты собственной личности на окружающих, тем более он будет способен к осознанию своего возможного социально опасного поведения».

Исходя из возможностей и особенностей использования различных арт-терапевтических методов, становится возможным создание специальной мастерской, предоставляющей воспитанникам колонии возможность через экспериментирование материалами исследовать и корректировать свое поведение. В настоящее время таких студий в закрытых учреждениях для несовершеннолетних нет, и арт-технологии на систематической основе не используются. 

Цель проекта

Реабилитация несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом.

Задачи

В ходе реализации проекта решаются следующие задачи:

  1. Внедрение инновационных технологий в систему реабилитации несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом.
  2. Проведение тематически ориентированных терапевтических групп и открытых студийных занятий с несовершеннолетними правонарушителями, отбывающими наказание в колонии.
  3. Обобщение и распространение положительного опыта реализации проекта (обучающие семинары, конференция для специалистов учреждений ФСИН и др.). 

Содержание работы

Целевая группа:

  1. Несовершеннолетние, отбывающие наказание за совершение преступления.
  2. Специалисты Ижевской воспитательной колонии, УФСИН России по УР, сотрудники территориальных органов ФСИН России.
  3. Специалисты организаций, проводящих профилактику правонарушений, и студенты-психологи Удмуртского государственного университета.

Мероприятия проекта были реализованы в три этапа при финансовой поддержке Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации:

1 этап – подготовительный:

  • привлечение к участию в Проекте несовершеннолетних правонарушителей, студентов-добровольцев;
  • подготовка площадки для арт-терапевтической мастерской;
  • социально-психологическая диагностика подростков;
  • обучение специалистов внедряемым методикам по программам «Проективный тест «Картина мира», «Песочная терапия» в НОУ ДПО Институт практической психологии «Иматон»;
  • обучение волонтеров и специалистов использованию техник арт-терапии, песочной терапии, куклотерапии.

2 этап – основной:

  • проведение занятий в арт-терапевтической мастерской; 
  • освещение работы арт-терапевтической мастерской в СМИ и отраслевых изданиях.

3 этап – заключительный:

  • анализ результатов деятельности по Проекту;
  • 21 – 23 июня 2016 года проведена Всероссийская научно-практическая конференция «Свобода арт-терапии в несвободных условиях»;
  • издание сборника тезисов конференции. 

Результаты

Количественные результаты

Участие приняли 61 подросток.

Проведено 66 групповых занятий в режиме тематически-ориентированной группы и 23 занятия в виде «открытой студии». В обучающих семинарах участие приняли 110 человек. Фризлайт и коррекция образа «Я» посредством арт-терапии рекомендованы к внедрению в пенитенциарных учреждениях.

Качественные результаты

У воспитанников колонии диагностированы следующие изменения:

  • изменение образа Я и образа мира, 
  • улучшение эмоционального отношения к себе, к миру, 
  • снижение уровня конфликтности подростков,
  • повышение уровня эмоционально-волевого самоконтроля.

Мультфильм «Пластилиновая Олимпиада»

Мульфильм снят в процессе работы с Образом «Я» в арт-мастерской подростками, отбывающими наказание в Ижевской воспитательной колонии.


Содержательные материалы


Ссылки
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:
За этот проект проголосовало: 30 читателей
12.03.2024 22:08:25Писарев Олег МихайловичИспользование методов АРТ-терапии в работе с подростками реально дает результат.
12.03.2024 22:08:25Андреева Наталия ВикторовнаНа мой взгляд, проект интересный, и что немаловажно - актуальный. Когда психика еще гибкая и поддается коррекции и развитию, помощь, оказанная психологом может стать той самой "ступенькой" возвращения в социум. Поддерживаю этот проект!
12.03.2024 22:08:25Акулова Светлана Львовнаинтересный опыт в области пенитенциарной психологии.
12.03.2024 22:08:25Петрянкин Леонид Петровичданная авторская работа является наиболее актуальной в пенитенциарной системе.
12.03.2024 22:08:25Хасанов Григорий Миннигаязовичединственная работа из пенитенциарной системы
12.03.2024 22:08:25Касаткин Денис ЛеонидовичГолосую, потому что проект единственный из представленных, который используют в пенитенциарной системе и доказал свою эффективность
12.03.2024 22:08:25Владимирова Ольга ВладимировнаЭффективность - налицо! Арт-технологии - большое подспорье в деятельности пенитенциарного психолога
12.03.2024 22:08:25Шарова Ирина АлександровнаАктуально, интересно, ново!!!
12.03.2024 22:08:25Кириллова Марина КирамовнаРаботающий проект. Доступный для реализации всем неравнодушным практикам.
12.03.2024 22:08:25Гатаулина Алина АхметовнаИнтересная и актуальная работа, а главное практически применима в пенитенциарных учреждениях.
12.03.2024 22:08:25Турченко Виктория АлександровнаДанное пособие весьма интересно для прочтения и глубокого изучения психологии. Все написано доступным и простым слоном.
12.03.2024 22:08:25Андреева Анна НиколаевнаИнтересный проект, актуальный. Понравились разработки и методы, использованные в реализации проекта.
12.03.2024 22:08:25Лукшина Ольга ЮрьевнаРабочий проект. Грамотно разработан, актуален и востребован.
12.03.2024 22:08:25Ромек Владимир ГеоргиевичВсегда радуюсь, когда узнаю о реальной, а не бумажной работе психолога в отечественной тюрьме.
12.03.2024 22:08:24Тюрина Оксана АлександровнаОчень необходимые в работе техники с немотивированными подростками, пробовали использовать в УИИ и СИЗО отлично пошли. Многие психологи сейчас изучают именно арт-техники как метод диагностики и коррекции.
12.03.2024 22:08:24Алякшина Татьяна ВасильевнаТема актуальна для пенитенциарных психологов
12.03.2024 22:08:24Дроздова Ольга ИгоревнаИнновационный подход в рамках изучаемой темы. Тема актуальна, полностью раскрыта, доступна для понимания и внедрения в деятельность в воспитательных колоний.
12.03.2024 22:08:24Фадеева Наталья АлександровнаТема является актуальной для современной пенитенциарной психологии. Соответсвует задач, стоящим перед пенитенциарной системой в рамках Концепции развития УИС до 2020 года. Тема раскрыта, научно обоснованна и может быть внедрена в практику психологов, осуществляющих деятельность с несовершеннолетними, приступившими закон.
12.03.2024 22:08:24Сидоренко Альбина ВикторовнаРабота направлена на развитие личности подростка, совершившего правонарушение,а в перспективе на профилактику рецедивной преступности
12.03.2024 22:08:24Передельская Ирина ГеоргиевнаРабота с несовершеннолетними в пенитенциарной системе является очень важной и актуалтнпц еа сегодняшний день.
12.03.2024 22:08:24Лихачева Светлана НиколаевнаРабота в закрытых учреждениях сложна и специфична. Представленные материалы большое подспорье практическим психологам
12.03.2024 22:08:24Дымова Ирина Юрьевнав програме представлен большой аспект инструментов в работе с несовешеннолетними в пенитенциарном учреждении.
12.03.2024 22:08:24Салтыкова Лариса ВалерьевнаТема интересная, есть желание продолжить работу в этой сфере.
12.03.2024 22:08:24Бурт Альбина АнасовнаОчень сложная категория для работы, высокая результативность проекта
12.03.2024 22:08:24Коробейникова Светлана СергеевнаОчень грамотно и структурированно представлен материал. Тема актуальна, социально востребованна.
12.03.2024 22:08:24Гунина София Александровнасчитаю, данный проект уникальным, так как
12.03.2024 22:08:24Соколова Людмила ВячеславовнаАктуальная, востребованная тема практикующим психологам.
12.03.2024 22:08:24Сосновская Елена Петровная видела, как работали психологи в рамках этого проекта, как мальчишки, даже самые буки, раскрывались на занятиях. Это здорово. Я уверена, что это и правда им помогает!
12.03.2024 22:08:24Тельнова Лариса ГеннадьевнаНадеюсь, наша работа принесет пользу всем участникам проекта и в первую очередь - ребятам
12.03.2024 22:08:24Лепихина Мария СергеевнаСудя по описанию, проделана огромная работа с трудной категорией ребят. Надеюсь, во благо!

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su