Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Войдите как член «Психологического клуба» или зарегистрируйтесь


Номинация «Психологический инструмент года»
Реферат проекта

«Арт-терапевтическая мастерская в пенитенциарном учреждении для несовершеннолетних» (комплекс психокоррекционных и реабилитационных мероприятий для несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом)


Актуальность проекта

Особенностью подросткового возраста является кризис идентичности. «Формирование «идентичности» рассматривается как результат распада «детского Я» и необходимости синтеза нового «взрослого Я». Именно этот процесс, а не факторы окружающей среды рассматриваются как первоисточник всех трудностей и всех нарушений поведения у подростков». Кроме того, подростки, находящиеся в конфликте с законом, характеризуются повышенной конфликтностью с окружающими, узостью интересов, жесткостью поведенческих стереотипов, слабыми прогностическими способностями и нарушениями эмоционально-волевого регулирования поведения. 

Для помощи несовершеннолетним, отбывающим наказание в воспитательной колонии, в исследовании собственного взгляда на мир, в изменении своего отношения, как к себе, так и к окружающим, в овладении своим собственным поведением, необходимо использование арт-терапевтических технологий. О возможностях арттерапевтов писал еще К. Тисдейл: «Чем лучше клиент – правонарушитель станет понятным для себя самого, чем лучше поймет эффекты собственной личности на окружающих, тем более он будет способен к осознанию своего возможного социально опасного поведения».

Исходя из возможностей и особенностей использования различных арт-терапевтических методов, становится возможным создание специальной мастерской, предоставляющей воспитанникам колонии возможность через экспериментирование материалами исследовать и корректировать свое поведение. В настоящее время таких студий в закрытых учреждениях для несовершеннолетних нет, и арт-технологии на систематической основе не используются. 

Цель проекта

Реабилитация несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом.

Задачи

В ходе реализации проекта решаются следующие задачи:

  1. Внедрение инновационных технологий в систему реабилитации несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом.
  2. Проведение тематически ориентированных терапевтических групп и открытых студийных занятий с несовершеннолетними правонарушителями, отбывающими наказание в колонии.
  3. Обобщение и распространение положительного опыта реализации проекта (обучающие семинары, конференция для специалистов учреждений ФСИН и др.). 

Содержание работы

Целевая группа:

  1. Несовершеннолетние, отбывающие наказание за совершение преступления.
  2. Специалисты Ижевской воспитательной колонии, УФСИН России по УР, сотрудники территориальных органов ФСИН России.
  3. Специалисты организаций, проводящих профилактику правонарушений, и студенты-психологи Удмуртского государственного университета.

Мероприятия проекта были реализованы в три этапа при финансовой поддержке Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации:

1 этап – подготовительный:

  • привлечение к участию в Проекте несовершеннолетних правонарушителей, студентов-добровольцев;
  • подготовка площадки для арт-терапевтической мастерской;
  • социально-психологическая диагностика подростков;
  • обучение специалистов внедряемым методикам по программам «Проективный тест «Картина мира», «Песочная терапия» в НОУ ДПО Институт практической психологии «Иматон»;
  • обучение волонтеров и специалистов использованию техник арт-терапии, песочной терапии, куклотерапии.

2 этап – основной:

  • проведение занятий в арт-терапевтической мастерской; 
  • освещение работы арт-терапевтической мастерской в СМИ и отраслевых изданиях.

3 этап – заключительный:

  • анализ результатов деятельности по Проекту;
  • 21 – 23 июня 2016 года проведена Всероссийская научно-практическая конференция «Свобода арт-терапии в несвободных условиях»;
  • издание сборника тезисов конференции. 

Результаты

Количественные результаты

Участие приняли 61 подросток.

Проведено 66 групповых занятий в режиме тематически-ориентированной группы и 23 занятия в виде «открытой студии». В обучающих семинарах участие приняли 110 человек. Фризлайт и коррекция образа «Я» посредством арт-терапии рекомендованы к внедрению в пенитенциарных учреждениях.

Качественные результаты

У воспитанников колонии диагностированы следующие изменения:

  • изменение образа Я и образа мира, 
  • улучшение эмоционального отношения к себе, к миру, 
  • снижение уровня конфликтности подростков,
  • повышение уровня эмоционально-волевого самоконтроля.

Мультфильм «Пластилиновая Олимпиада»

Мульфильм снят в процессе работы с Образом «Я» в арт-мастерской подростками, отбывающими наказание в Ижевской воспитательной колонии.


Содержательные материалы


Ссылки
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

Проблемы на сайте?
Сообщите нам!
 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров,
10-я линия, д. 59, офис 124, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (905) 204-22-10, (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su