«Профилактика буллинга в школе» (психодиагностический и коррекционно-развивающий комплекс)
Актуальность
В соответствии с Законом «Об образовании» и основными положениями Приоритетного национального проекта «Здоровье» образовательные учреждения, кроме главной государственной задачи, стоящей перед ними, – воспитывать и обучать подрастающее поколение, несут ответственность за жизнь и здоровье обучающихся.
Особую роль в социальном формировании молодого человека, его образа жизни и поведения играет учебная деятельность, которая носит не только позитивный, но порой негативный, даже разрушительный характер по отношению к личности субъекта. Все мы прекрасно помним фильм «Чучело», в котором героиня подвергалась травле со стороны одноклассников. Во все времена и именно потому, что в школе учатся пока еще незрелые личности – дети и подростки – в ней были и будут проблемы насилия. И в жизни, и в художественной литературе мы часто встречаем ситуации, в которых люди подвергаются буллингу.
Слово буллинг произошло от английского слова bully, что означает травля, задирание, дедовщина. Кстати, дедовщина в армии и буллинг в школе – звенья одной цепи.
Буллинг разнообразен. Это не только физическая агрессия, скорее и чаще – психологическая агрессия одного ребенка против другого, когда имеют место три существенных признака: неравенство сил, повторяемость и неадекватно высокая чувствительность жертвы.
Буллинг может проявляться индивидуально или в группе. Буллинг не зависит от пола, роста, национальности или предпочтений. Феномен буллинга присутствует на всех ступенях школы. В любой школе и у любого учителя могут обнаружиться факты травли, провокаций, физического или эмоционального давления. Мировое сообщество уже давно признало: дети, которые становятся объектами насмешек и издевательств со стороны других учеников, есть практически в каждом классе, независимо от страны, уровня школы, численности коллектива. Буллинг просто есть и все, как элемент школьной жизни.
По статистике на первом месте по частоте встречаемости присутствует вербальная травля – (оскорбления, злые шутки, словесные провокации, обзывания, непристойные шутки и т.д.). На втором месте — бойкот, на третьем – физическая расправа, на четвертом – распространение слухов и сплетен, на пятом – воровство.
Несовершеннолетние, со свойственной этому возрасту особой чувствительностью, оказываются наиболее незащищенными, уязвимыми и психологически беспомощными в ситуации буллинга, т.к. еще не обладают жизненными навыками, не умеют выбирать эффективные способы выхода из конфликтной ситуации, не владеют техниками снятия психоэмоционального напряжения. Все это может привести, как наблюдается в последнее время, – к суицидам, что является своего рода ответом на хроническое эмоциональное напряжение, выражающееся в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, отрицательной установке в отношении учебы и жизни вообще.
Инициируется буллинг учениками, которые используют насилие и подавление других учеников, для утверждения своего авторитета, извлечения выгоды или как способ развлечься. Выходки буллеров (инициаторов буллинга) происходят на глазах у остальных детей, и это оказывает негативное влияние, как на «зрителей», так и на атмосферу в школе в целом. Самое худшее в буллинге – его влияние на тех детей, которые в нем активно не участвуют, на свидетелей. Страдание жертв повторяется снова и снова, и вы замечаете, что у вас постепенно притупляются чувство сострадания. Все зрители, очевидцы буллинга, будь то учащиеся, учителя, или технический персонал, даже если они не вмешиваются и не реагируют, испытывают большое психологическое давление. Все это может постепенно изменить школьные отношения и нормы поведения, сделать зрителей циничными и безжалостными по отношению к жертвам буллинга. Буллинг провоцирует негативные черты людей, вызывая психодинамику самого низкого толка. Буллинг заразен, его можно сравнить с социально-заразной болезнью. Жертвой буллинга может стать любой ученик!
Основное содержание проекта
В целях реализации проекта в школах созданы ШАПы (школьные антикризисные подразделения). В каждом классе для наглядности вывешены правила антибуллингового поведения. Проведены исследования в начальной школе, с учащимися среднего звена и со старшеклассниками. Результатом работы явилось создание психодиагностического и коррекционно-развивающего комплекса, состоящего из методик и программ занятий с учащимися разных возрастных групп. Использовались следующие методики: «Социометрия» (Дж. Морено); методика оценки привлекательности группы (СИШОР); экспресс-методика изучения социально-психологического климата в коллективе; методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е. П. Ильин и П. А. Ковалев); диагностика состояния агрессии Басса-Дарки; методика определения уровня беспокойства-тревоги (Ж. Тейлор); методика диагностики школьной тревожности (Филипс); методика «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы» (И.А. Баев); «Самооценка» С.А. Будасси; методика исследования самооценки младших школьников «Лесенка» (модификация В.Г. ЩУР); проективная методика «Что мне нравится в школе» (Н.Г. Лусканова); проективная методика «Дом, в котором я учусь».
Разработаны дидактические материалы «Школа ответственного родителя» для проведения занятий с родителями учащихся и информационные материалы для проведения классных часов.
В исследовании приняли участие учащиеся разных возрастных групп. При разработке профилактических программ по выработке стрессоустойчивого поведения нами был сделан акцент на то, чтобы предложить молодым людям альтернативные виды поведения в фрустрирующей ситуации.
Реализация проекта подтверждается публикацией методических пособий по тематике проекта, а именно:
- «Организация работы с родителями подростков из «группы риска» (Программа занятий с родителями учащихся «Школа ответственного родителя»);
- «Выявление и коррекция психологических причин конфликтов подростков с родителями»;
- «Профилактика синдрома эмоционального «выгорания» педагогов и старшеклассников»;
- «Профилактика суицидов учащихся».
Предлагаемые методические пособия представляют собой научно-обоснованные дидактические материалы для практикующих учителей.
Научная новизна проекта заключается в том, что предложенное социально-психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в учреждениях системы образования основано на положениях теории «Копинг-поведения» Р. Лазаруса, на принципах трансактного анализа, законах и аксиомах коммуникации.
Практическая значимость проекта состоит в том, что теоретические положения, эмпирические данные и практические рекомендации могут быть использованы специалистами, осуществляющими реализацию задач Приоритетного национального проекта «Здоровье». На основе методов современных психологических технологий, разработаны научно-обоснованные дидактические материалы в виде программ занятий для работы в учреждениях системы образования по формированию стрессоустойчивого поведения.
Выводы
Эффективность проекта заключается в том, что внедрение представленных профилактических программ в учреждения системы образования может помочь молодым людям научиться управлять своими эмоциями в социальных ситуациях разного типа.
Данная программа дала возможность удовлетворить актуальные потребности каждого участника в самопознании, самосовершенствовании, саморазвитии и самореализации.
По результатам реализации программы наблюдается устойчивая положительная динамика в освоении приемов и методов психологической поддержки, приемов саморегуляции, приемов конструктивного выхода из конфликтной ситуации, навыков рефлексии, способов релаксации.