Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Песочная терапия как метод сенсорной интеграции детей с расстройством аутистического спектра» (реабилитационная программа)


По данным научной организации «Autism Speaks», в мире 67 миллионов людей с расстройством аутистического спектра. Это наиболее быстро распространяющееся нарушение развития. Сегодня каждый 68-й ребенок страдает аутизмом. 

Помимо классической триады признаков расстройства (нарушения в коммуникации, нарушения в социальном взаимодействии, стереотипные формы поведения), практически все специалисты отмечают и нарушение работы сенсорных систем у таких детей. 

Песочная терапия позволяет преодолеть барьеры сенсорной дезинтеграции, дает возможность ребенку научиться правильно распознавать стимулы всеми органами чувств и адекватно их интерпретировать. 

Представленный опыт может быть полезен специалистам, работающим с данной категорией детей.

Цель реабилитационной программы: формирование и развитие навыка интегрирования сенсорной информации у детей с расстройством аутистического спектра, используя техники песочной терапии.

Сроки реализации образовательной программы:

  1. Февраль-март 2014 г. – создание образовательной программы для конкретного коррекционного образовательного учреждения.
  2. Апрель-декабрь 2014 г. – реализация реабилитационной программы «Песочная терапия как метод сенсорной интеграции детей с расстройством аутистического спектра» в Областном центре реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями «Парус надежды».
  3. Январь 2015 г. – подведение итогов реализации рабочей группой.

Описание проекта

Целевая группа: 20 детей в возрасте от 3 до 7 лет, имеющие расстройство аутистического спектра, посещающие занятия в БУ ВО ОЦРДП «Парус надежды».

Работа с детьми с расстройством аутистического спектра имеет ряд особенностей: длительная адаптация к специалисту, помещению; специфическое реагирование на сенсорные стимулы, на неизвестные ранее ситуации (вплоть до агрессии и аутоагрессии); трудности в понимании инструкции; соблюдение индивидуальных стереотипов и ритуалов поведения; быстрый отказ в случае неуспешности выполнения задания; отсутствие коммуникации; специфическое использование речи; погруженность в собственные интересы.

Все эти и другие трудности создают препятствия для создания программ разного вида для таких детей. В своей работе мы используем план упражнений и игр с различным материалом, комбинируем их. Это позволяет быть более гибкими в работе с детьми с расстройством аутистического спектра и отталкиваться от их актуальных потребностей, подкрепляя при этом конструктивные формы поведения и проявления коммуникации.

Работа в рамках проекта каждое занятие включает 4 этапа:

  1. Организационный момент (ритуал начала занятия для данного ребенка; использование визуального расписания; возможность манипулирования с уже знакомым и успешным предметом).
  2. Диагностика эмоционального состояния детей (определение потребности ребенка, выбор игр и упражнений в соответствии с ними).
  3. Использование техник песочной терапии (использование игр с «живым», кинетическим песком; упражнения в классической (юнгианской) песочнице; техники песочной анимации; сенсорные игры с водой).
  4. Итог занятия (ритуал завершения занятия для данного ребенка; использование визуального расписания; использование индивидуального поощрения; консультирование родителей).

План упражнений и игр с использованием «живого» и кинетического песка:

  1. Знакомство с «живым» и кинетическим песком, наблюдение за игрой специалиста;
  2. «Отпечатки»;
  3. Пересыпания в разные емкости (с различной высоты, скоростью);
  4. Рисуем кисточкой/пальцем в песке;
  5. Игры на поверхности стола;
  6. «Копаем огород» (использование лопаты, граблей, без тактильного взаимодействия с песком);
  7. «Найди камушки (буквы, цифры, бусинки, животных и др.)»;
  8. «Печем куличи» (использование формочек в соответствии с темой занятия; сравнение формочек в песочнице с «живым» и кинетическим песком);
  9. «Секретики» (прячется различный по тактильным ощущениям материал);
  10. «Пекарня»;
  11. «Автотрасса» (перемещение предмета/машинки по заданной линии в песке);
  12. «Сделай так»;
  13. «Роем норки»;
  14. «Строим замок»;
  15. «Море» (добавление воды, морской соли, кораблей из пенопласта, плавающего пластилина, ракушек и камней);
  16. «Забор, мост, дом» и другие.

План упражнений и игр с использованием классической (юнгианской) песочницы:

  1. Знакомство с песочницей, наблюдение за игрой специалиста;
  2. «Отпечатки»;
  3. Пересыпания в разные емкости (с различной высоты, скоростью);
  4. Рисуем кисточкой/пальцем в песке;
  5. Использование сухого/мокрого песка;
  6. «Сделай так» (повторение действий за специалистом);
  7. Использование сенсорных игрушек в песке (игрушки-массажеры, из различного материала, звуковые игрушки);
  8. Игры с фигурками животных/людей; проигрывание диалогов и другие;

План упражнений и игр с использованием техник песочной анимации:

  1. Знакомство со световым столом для песочной анимации, наблюдение за игрой специалиста;
  2. «Отпечатки»;
  3. Пересыпания в разные емкости (с различной высоты, скоростью);
  4. Рисуем кисточкой/пальцем в песке;
  5. Рисование без подсветки/с подсветкой.
  6. «Сделай так» (повторение действий за специалистом);
  7. Добавление/смена музыкального сопровождения к рисованию на песке;
  8. Добавление/смена цветного песка;
  9. Разные способы рисования;
  10. Рисование в группе.
  11. Написание букв/цифр на песке и другие.

По итогам реализации данной реабилитационной программы были получены следующие результаты:

  • установление контакта со специалистом;
  • обогащение сенсорного опыта;
  • преодоление сенсорных барьеров;
  • интегрирование ощущений различных модальностей;
  • развитие проприоцептивных ощущений;
  • формирование и развитие зрительно-моторной координации;
  • развитие коммуникации;
  • уменьшение актов неконструктивного поведения.

Оценку результатов и динамику реализуемого проекта отслеживали с помощью метода наблюдения, видеофиксирования, опросника сенсорно-моторной истории для родителей детей Шэрон Кермак и Элис Миллер.


Содержательные материалы
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su