Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Войдите как член «Психологического клуба» или зарегистрируйтесь


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Защита детей от насилия и жестокого обращения: профилактика, выявление, помощь» (социально-психологический проект)


Актуальность проекта

Современное цивилизованное общество, несмотря на различие государственных политических подходов разных стран, стремится противодействовать насилию и жестокому обращению с детьми. (Райкус, Хьюз, Костенко, Алексеева) Российское законодательство защищает права ребенка сегодня, рассматривая его как личность, а не как собственность родителей. Граница вмешательства государства в семью – довольно сложная граница. Обязательное вмешательство необходимо в случае угрозы жизни и здоровья ребенка!

Наукой доказано, что семья жизненно необходима ребенку, и необходимо сохранять приоритет за биологической семьей. (Боулби Дж., Матейчек, Лагмейер) Из практики следует, что насилие над детьми, сложно выявить и оценить. Так, например, в русских семьях исторически сложилось применение ремня или «шлёпания» детей в воспитательных целях. Причем, в той же России, не били дворянских детей, а, напротив, эта мера наказания считалась крайне оскорбительной. Поэтому основой профилактики насилия над детьми, по нашему мнению, является работа с родителями по повышению их воспитательной культуры.

Дети, перенесшие насилие, на ранних этапах исключительно редко попадают в поле зрения врачей, органов опеки и КДН. По нашему мнению специалисты, работающие в детских учреждениях, первыми должны определять состояние ребенка, отслеживая риски, связанные с его здоровьем и развитием.

Таким образом, в данном проекте мы предлагаем следующие пути решения проблемы насилия и жестокого обращения с детьми:

  • мониторинг состояния здоровья детей и оказание помощи детям в преодолении актуальных и отдаленных последствий травм, полученных в результате насилия и жестокого обращения;
  • повышение уровня психолого-педагогической и правовой компетентности взрослых

Цель проекта — выявление детей, переживающих актуальные и отдаленные последствия насилия и жестокого обращения, оказание своевременной психолого-педагогической помощи детям и их родителям.

Задачи проекта

  • Выявление детей-жертв насилия и жестокого обращения, нуждающихся в срочной психологической помощи.
  • Создание безопасной среды для ребенка и ослабление влияния семейных обстоятельств, сопутствующих травмам детей.
  • Создание условий для отреагирования ребенком негативных эмоций, связанных с переживанием травмирующего опыта.
  • Исследование и модификация искаженных когнитивных представлений ребенка о себе, о ситуации и о других людях.
  • Развитие экспрессивных, поведенческих и социальных навыков ребенка, необходимых для взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
  • Повышение социально-правовой и психолого-педагогической грамотности родителей

Содержание проекта

1. Скрининг детских коллективов и выявление детей-жертв насилия и жестокого обращения, нуждающихся в срочной психологической помощи

Психологами ГБУ «Центра социальной помощи семье и детям г Арзамаса» регулярно проводится диагностическое обследования всех приходящих детей, которые в свою очередь имеют эмоциональные, поведенческие и познавательные проблемы.

В соответствие с выявленными проблемами все дети групп дневного пребывания занимаются со специалистами по программам развития навыков общения, познавательной сферы, социально-правовой компетентности, творческой активности, сенсорной реабилитации и др. в условиях психолого-педагогической поддержки, создания безопасной среды и ситуации успеха для каждого ребенка. Что само по себе несет положительную динамику в изменении состояния детей.

При этом срочные коррекционные меры по оказанию помощи в преодолении последствий травм, полученных в результате насилия, необходимы не всем, а отдельной группе детей, чьи показатели депрессии, напряженности эмоционального состояния наиболее высокие. (По мет. Ковак, Люшера, Дембо-Рубинштейн, Вегнера, Кучера, Алексеевой) В первую очередь в психокоррекционную группу включаются дети из семей, где факт насилия очевиден. (Комплексная диагностика включает результаты наблюдений специалистов и медицинского осмотра).

Так, в 2014 году в сопровождении психологов нуждались:

  • 1 ребенок, ставший, жертвой бандитского нападения;
  • 1 ребенок, перенесший оноко-заболевание;
  • 1 ребенок, ставший жертвой ДТП;
  • 2 детей - беженцев с Украины;
  • 2 детей с особыми потребностями;
  • 5 детей, из образовательных учреждений, имеющих статус лицея, гимназии, спорт-школы.

2. Индивидуальные и групповые занятия по программе помощи детям-жертвам насилия и жестокого обращения «Под зонтом»

По программе «Под зонтом» в 2014 году занималось 27 детей, это 10 % от всех детей, посещающих Центр. Цель программы – оказание помощи в преодолении детьми эмоциональных, когнитивных и поведенческих последствий травм, полученных в результате насилия и жестокого обращения. Программа наполнена техниками десенсибилизации, помогающими пережить актуальные и отдаленные последствия травм, а также упражнениями на развитие конструктивного, безопасного общения и поведения детей дома и в социуме. В качестве эффективных методов работы с детьми проявили себя техники энергичного позитивного настроя. (Козлов) В программе «Под зонтом» мы используем игры с парашютом. Они гарантируют расслабление, мгновенное вытеснение негативных эмоций, стимулирование активности, появление у детей таких эмоций как радость, удивление, интерес.

3. Индивидуальная и групповая работа с родителями

С родителями, чьи дети, попадают в поле зрения психологов, проводятся очные встречи с целью изменения ригидных воспитательных стереотипов, а также мотивации на дальнейшее сотрудничество с социальными службами, альтернативное (а по необходимости сопутствующее) вмешательству правоохранительных органов. Мероприятия для родителей могут включать:

  •  консультации родителей по вопросам воспитания детей 
  • сеансы семейной психотерапии
  • занятия в клубах общения «МА-ПА»
  • занятия в детско-родительских группах по программам «Наука быть семьей», «Я и мой ребенок»
  • занятия по программе для замещающих родителей «Я – родитель»

Наиболее действенными психологическими методами работы с родителями, применяющими насилие в семье, стали групповые тренинги воспитательной компетентности и занятия на развитие детско-родительской привязанности.

Результаты реализации проекта

  • обучено родительским навыкам 254 семьи с детьми от 1 до 15 лет;
  • обучено взаимодействию с приемным ребенком 52 семьи;
  • оказана психологическая помощь 27 детям, переживающим последствия насилия, которые были выявлены в результате комплексного обследования детских коллективов;
  • оказана психологическая помощь 12 детям и их семьям, направленным организациями-партнерами – ОВД по г.Арзамасу, прокуратурой, органами опеки, комитетом по делам несовершеннолетних.

Качественные показатели:

  • улучшение отношений родителей с детьми;
  • преодоление детьми эмоциональных проблем: страхи, агрессивность, обидчивость;
  • повышение самооценки у детей и снижение показателя депрессии;
  • осознавание родителями бессмысленности физического наказания и расширение репертуара родительских реакций;
  • получение родителями помощи в разрешении трудных ситуаций, связанных с домашним насилием;
  • повышение родительской уверенности и самооценки, улучшение навыков общения;
  • повышение уровня правовой грамотности у участников.
 

Содержательные материалы


Ссылки
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

Проблемы на сайте?
Сообщите нам!
 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров,
10-я линия, д. 59, офис 124, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (905) 204-22-10, (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su