Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Войдите как член «Психологического клуба» или зарегистрируйтесь


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

Семинары-тренинги для педагогов по вопросам межкультурной коммуникации, проблемам языковой и социальной интеграции учащихся в рамках городской программы «Толерантность 2011-2015»


Санкт-Петербург всегда был «открытым» городом, объединяя многообразие культур. Можно говорить о том, что толерантность, уважение были и остаются важными характеристиками истинного петербуржца. Основным институтом социализации человека, где закладываются и укрепляются установки и ценности личности, является семья. Однако современная семья переживает кризис, далеко не всегда родители оказываются способны передать детям желание и навык жить в уважении и внимании к другим людям - иногда не умеют, иногда не хотят или не имеют времени. И тогда практически единственным пространством, где возможна успешная трансляция ценностей сотрудничества, гражданского единства и толерантности, становится образовательное учреждение.

Современный мир становится более динамичным, агрессивным, конкурентным. Эти процессы находят свое отражение и в образовательной среде, вследствие чего в учебном учреждении все чаще отмечаются такие социально-психологические феномены, как формирование стереотипов, в том числе этнических, повышение конфликтности, порой ничем не прикрытая агрессия к «иным». Содержательные задачи, порожденные современной ситуацией, требуют изменений в формах педагогического и психологического воздействия на детей и подростков. И ключевой фигурой, которая может совладать с такими негативными тенденциями, регулятором продуктивной и конструктивной образовательной среды, является учитель.

Именно Педагог, каждым действием, решением, поступком, стилем взаимодействия, оказывает постоянное и чрезвычайно важное влияние на взрослеющего человека – будущего гражданина, носителя ценностей толерантности, сотрудничества и взаимоуважения.

Таким образом, необходимой и отвечающей запросам современности является осуществление регулярной работы с педагогическим сообществом Санкт-Петербурга, направленной на решение следующих практических психологических задач:

  1. Формирование и усиление мотивации педагогов к работе по формированию толерантной, безопасной школьной среды, трансляции ценностей взаимоуважения, сотрудничества и готовности к диалогу.
  2. Укрепление собственной готовности педагогического сообщества к изменениям в соответствии с требованиями внешней среды, в том числе, профилактика профессионального выгорания.
  3. Расширение арсенала социально-психологических знаний и навыков, необходимых для организации продуктивного диалога между всеми участниками образовательного процесса (учащимися, родителями, коллегами, администрацией):
    • психологические особенности возраста
    • эмоциональная регуляция
    • коммуникативные навыки
    • медиаторство и разрешение конфликтов
    • работа со стереотипами,
    • интерактивные методы работы.

Наиболее продуктивным форматом работы для решения перечисленных задач представляется семинар-тренинг. Семинарская составляющая включает информирование участников о ключевых психологических закономерностях образовательной среды. Тренинговый компонент позволяет в интерактивной форме апробировать предлагаемые знания и технологии, способствуя их интеграции в практический опыт участников.

Цели проекта:

  • формирование и укрепление установки на трансляцию ценностей толерантности и гражданского единства учащимся;
  • обмен опытом и освоение технологий формирования толерантности и взаимоуважения;
  • формирование банка идей и технологий по формированию толерантности и организации диалога в процессе обучения.

Аудитория проекта:

  • представители администрации государственных образовательных учреждений (заместители директоров по учебно-воспитательной работе, педагоги-организаторы);
  • психологи и социальные педагоги государственных образовательных учреждений;
  • учителя-предметники государственных образовательных учреждений;
  • преподаватели начальной школы, классные руководители государственных образовательных учреждений;
  • преподаватели государственных профессиональных образовательных учреждений;
  • воспитатели государственных дошкольных образовательных учреждений (с 2014 года).

Для каждой целевой группы задачи программ семинаров были конкретизированы с учетом их специфики деятельности. Вместе с тем, охват педагогического сообщества на разных уровнях, от школьной администрации до воспитателей, позволяет разносторонне подходить к решению поставленных задач и интегрировать практические способы трансляции ценностей толерантности и взаимоуважения в образовательную среду с разных «точек входа».

Хронология развития проекта:

2011 год – 3 семинара-тренинга, 37 участников.

2012 год – 75 семинаров-тренингов, 946 педагогов.

2013 год – базовая программа: 75 семинаров-тренингов, 910 педагогов. Для участников, принявших участие в программе в 2011-2012 годах, разработан и проведен семинар-тренинг по углубленной программе (часть 2) – 25 семинаров-тренингов, 307 человек.

2014 год – 42 семинара-тренинга, 693 человека. Разработка и проведение занятий для педагогических коллективов 10 образовательных учреждений Санкт-Петербурга – 20 занятий, 563 педагога.

Таким образом, в программе приняли участие более 3400 представителей педагогического сообщества Санкт-Петербурга.

Основные темы, обсуждаемые в ходе семинара-тренинга:

  • Актуальность и значимость проблемы создания толерантной среды в процессе обучения в современных условиях культурного многообразия
  • Взаимопонимание и интеграция педагогов, учащихся и родителей – условие безопасной и комфортной деятельности по освоению учебных предметов
  • Личностные возможности и ограничения педагогов в создании атмосферы безопасности и взаимопонимания в учебном процессе.
  • Формы и методы воспитания гражданского единства и толерантности средствами учебного процесса

Каждая тема включает анализ и отработку соответствующих практических психологических знаний, умений и навыков.

Ключевые особенности реализации проекта:

  • Использование логики обучения по следующему принципу: от усвоения установок к освоению навыков, технологий и методов
  • Включение методического компонента (в т.ч., методическое пособие для каждого участника)
  • «Экологическая валидность» опыта, полученного в результате участия в семинаре-тренинге, возможность адаптации используемых форм работы под конкретные цели при работе с педагогическим коллективом, классом, отдельным учеником или родителем.

Проект предусматривает посттренинговое сопровождение. Участникам было предложено в течение месяца после окончания программы обращаться с вопросами и за консультациями. Консультации и обсуждение интересующих участников вопросов проходили в формате личных встреч, телефонных переговоров и электронной переписке.

Значимыми практическими результатами для участников проекта можно считать повышение уровня межкультурной компетентности педагогов, в том числе, за счет развития необходимых навыков, исследование личностных и профессиональных возможностей и ограничений, получение профессиональной поддержки, профилактика профессионального выгорания, фасилитация разработки собственных проектов, направленных на укрепление толерантности и взаимоуважения в образовательной среде.

Для психологической практики реализация проекта имеет большое значение, т. к. в его основание легли анализ большого объема опыта взаимодействия с педагогами разного стажа и категорий, владение психологической теорией и инструментарием, знание разнообразных подходов к психологической работе с детьми, подростками, родителями, коллегами, учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого участника образовательного процесса. Большой эмпирический и диагностический материал, накопленный в ходе проведения семинаров-тренингов, дает возможность для развития научного знания и основания для проведения дальнейшей практической работы в данном направлении.

Проект является примером возможностей применения психологических знаний в работе с различными категориями участников. Важной составляющей успешности проведенных программ стало применение современных технологий активного социально-психологического обучения, что обеспечило включенность и мотивированность большинства участников, и, самое главное, интеграцию полученного участниками опыта в собственную профессиональную деятельность.


Содержательные материалы


Ссылки
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров,
10-я линия, д. 59, офис 124, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (905) 204-22-10, (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su