Кто есть кто
Нина Валентиновна Бордовская
Доктор педагогических наук, профессор. Действительный член (академик) РАО. Почетный работник высшего профессионального образования РФ.
Заведующая кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета. Профессор кафедры дошкольной педагогики Института детства Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.
Заместитель председателя экспертного совета ВАК по педагогике и психологии Минобрнауки РФ. Эксперт РГНФ, РФФИ, РНФ, РАН.
Создатель и главный редактор Вестника СЗО РАО «Образование и культура Северо-Запада России».
В 1973 г. окончила Волгоградский государственный педагогический институт по специальности «математик, учитель математики».
В 1983 г. защитила кандидатскую диссертацию, в 1991 г. — докторскую диссертацию по теме «Педагогические основы формирования самостоятельности школьника».
С 1973 г. работала учителем математики, с 1979 г. - преподавателем математики Волгоградского политехнического института. С 1979 по 1988 гг. работала в Волгоградском государственном педагогическом институте: ассистентом кафедры методики математики и физики, старшим преподавателем кафедры общей педагогики, заведующей кафедрой методики преподавания в начальной школе, заведующей кафедрой дошкольного воспитания.
С 1994 г., переехав в г. Санкт-Петербург, работала заместителем Председателя Президиума Северо-Западного отделения РАО, с 1998 г. — профессором кафедры психологии и педагогики личностного и профессионального развития факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета. С 2000 г. заведует кафедрой.
С 1992 по 1997 гг. член Президиума Учебно-методического объединения педвузов России по общим проблемам педагогического образования, один из организаторов «Школы молодых ученых России» (1994 г.), а также многих международных и российских научных конференций. Председатель диссертационного совета Д. 212. 232.39 на факультете психологии СПбГУ по специальностям 19.00.07- педагогическая психология и 13.00.02 - теория и методика обучения (социальное воспитание), инициатор открытия новых научных специальностей на факультете психологии СПбГУ: 13.00.02 - теория и методика обучения (социальное воспитание) и 13.00.08 - теория и методика профессионального образования.
Член экспертной комиссии Комитета по науке и высшей школы Правительства Санкт-Петербурга, Бюро отделения «Философия образования и теоретическая педагогика» и Бюро СЗО РАО, правовой комиссии Ученого совета СПбГУ, ученого совета и финансовой комиссии факультета психологии СПбГУ, научный консультант и автор концепции развития инновационного учебного заведения — европейской школы «Альма-Матер» г. Санкт-Петербурга, являющейся базой глобального эксперимента Европейских школ, а также автор образовательной программы этого учебного заведения как школы с углубленным изучением иностранных языков.
В 2001 г. была избрана членом-корреспондентом, в 2005 г. — действительным членом Российской академии образования.
Научные интересы:
- психология и педагогика личностного и профессионального развития,
- общая педагогика,
- дидактика,
- методология педагогических исследований,
- педагогическое моделирование
- образовательная среда, образовательные технологии, качество образования
- педагогические стратегии и методы развития личности (самостоятельности, ответственности, творчества, социальной, коммуникативной и исследовательской компетентности)
Автор педагогической теории развития самостоятельности и педагогической системологии, внесла значительный вклад в разработку проблем логики и методологии педагогического исследования.
Читаемые курсы:
- Педагогика
- Методология и история педагогики
Основные публикации: более 200 научных и учебно-методических работ, в том числе:
- Педагогическое образование в современной России: стратегические ориентиры развития: коллективная монография. Ростов-на-Дону, Таганрог: ЮФУ, 2020. 612 с.
- Терминологическая компетентность педагога: монография / Бордовская Н.В., Кошкина Е.А., Тихомирова М.А. М.: Русайнс, 2019. 181 c.
- История развития терминологии отечественной дидактики (XVIII – начало XX в.): монография / Бордовская Н.В., Кошкина Е.А. М.: Русайнс, 2018, 2020. 252 с.
- Психология делового общения: учебник / Бордовская Н.В. и др. М.: КНОРУС, 2017. 291 с.
- Психология делового общения: практикум / Бордовская Н.В. и др. М.: КНОРУС, 2017. 240 с.
- Современные образовательные технологии: учебное пособие / под ред. Бордовской Н.В. М.: КНОРУС, 2010, 2011, 2013, 2016, 2020. 432 с.
- Диалектика педагогического исследования: логико-методологические проблемы: монография / Бордовская Н.В. СПб: Изд-во РХГИ, 2001; М.: КНОРУС, 2016, 2020. 512 с.
- Исследовательский потенциал студента: монография / под ред. Н.В. Бордовской. М.: Русайнс, 2015. 264 с.
- Психология и педагогика. Стандарт третьего поколения. Учебник для вузов / Бордовская Н.В., Розум С.И. СПб: Питер, 2011, 2013, 2016, 2017. 624 с.
- Гуманитарные технологии в вузовской образовательной практике: теория и методология проектирования: учебное пособие / Бордовская Н.В. СПб: Книжный дом, 2007. 405 с.
- Педагогическая системология / Бордовская Н.В. М.: Дрофа, 2005, 2009. 464 с.
- Психология и педагогика. Учебник для вузов / Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. СПб: Питер, 2000 (1 изд.) – 2010 (12 изд.). 432 с.
- Образовательный комплекс как форма обновления современной школы / Бочкина Н.В. // Современная развивающаяся школа: сборник научных практико-ориентированых статей. СПб, 1997. С. 39-55.
- Самостоятельность школьника: системно-структурный анализ / Бочкина Н.В. Л.: ЛГПИ, 1991. 76 с.
- Теоретико-методологические основы процесса формирования самостоятельности школьника. 1991.
- Изучение личности школьника учителем: коллективная монография. М., 1991.
- Ориентация и деятельность школьников / коллектив авторов. М.: Прометей, 1991. 159 с.
Научная работа. Гранты:
- «Разработка методики оценки качества деятельности преподавателей вузов» по программе «Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования» Министерства образования РФ (2001-2002, руководитель).
- Разработка научно-методических материалов на основе проведения междисциплинарных исследований по теме «Гуманитарные технологии в вузовской образовательной практике» в рамках выполнения интегрированной темы «Междисциплинарность современного гуманитарного знания: исследования в проблемном поле гуманитарных технологий» инновационной образовательной программы «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере» в рамках национального проекта «Образование» (2007, руководитель).
- Разработка научно-методических материалов на основе проведения междисциплинарных исследований по теме: «Теория компетентностного подхода к психолого-педагогическому образованию бакалавра и гуманитарные технологии выбора индивидуального образовательного маршрута» по инновационной образовательной программе «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере» в рамках национального проекта «Образование» (2008, руководитель).
- Мероприятие СПбГУ «Исследовательский потенциал студента» (2011-2013, руководитель)
- грант РГНФ №14-06-00521а «Нейропсихологические механизмы сложных видов интеллектуальной деятельности, формирующихся в процессе обучения у студентов» (2014-2016, ответственный исполнитель)
- грант РГНФ № 16-06-00486 «Междисциплинарный подход к изучению и развитию терминологической компетентности педагога в области дидактики» (2016-2018, руководитель)
Награды:
- лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования (2021)
- «Ананьевские чтения — 2012: Психология образования в современном мире», международная научная конференция (в номинации «Вклад в развитие единого профессионального психологического сообщества России», 2012 г.), номинант
- Анастасия Захаровна Ченцова, 09.12.2020