Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Войдите как член «Психологического клуба» или зарегистрируйтесь


Номинация «Вклад в развитие единого профессионального психологического сообщества России»
Реферат проекта

«Ананьевские чтения — 2012: Психология образования в современном мире» (международная научная конференция)


Международная научная конференция «Ананьевские чтения — 2012: Психология образования в современном мире» состоялась 16–18 октября в Санкт-Петербургском государственном университете на факультете психологии. Актуальность мероприятия обоснована необходимостью обсуждения и поиска путей решения методологических, теоретических и прикладных проблем психологии образования в связи с потребностью общества в психологическом обосновании новаций в сфере образования, психологическом анализе проблем дошкольного, школьного, вузовского, дополнительного образования и образования взрослых. Направления работы конференции: «Полипарадигмальность современной психологии образования», «Психология образования как интегративная область современного научного знания», «Психологическое моделирование и экспертиза в образовании», «Психологическое обеспечение профессиональной деятельности специалистов образования», «Психологические аспекты применения электронных образовательных ресурсов и современных образовательных технологий», «Социально-психологические аспекты поликультурного образования», «Медико-психологические аспекты здоровьесберегающей образовательной среды. Психологическая безопасность в образовательной среде»; «Психология образования и нейронауки»; «Теория и практика социального партнерства в образовании», «Образование и жизненный путь личности», «Политика, психология, образование. Мировоззренческие проблемы и формирование гражданской идентичности в современной психологии образования», «Психологическая поддержка субъектов образовательного процесса», «Психологические проблемы равенства и дискриминации в сфере образования», «Возрастные и гендерные аспекты психологии образования», «Развитие личности в образовательной среде», «Психологические проблемы и перспективы инклюзии в образовании», «Психологические проблемы обучения и воспитания одаренных детей».

Конференция привлекла внимание более 400 представителей отечественной и зарубежной психологической науки из Санкт-Петербурга, Москвы, Нижнего Новгорода, Ростова-на-Дону, Уфы, Кемерова, Мурманска и других городов России; США, Германии, Италии, Финляндии, Латвии, Беларуси, Украины. Ведущие участники: Цветкова Л.А. (Санкт-Петербург), Бордовская Н.В. (Санкт-Петербург), Костромина С.Н.(Санкт-Петербург), Головей Л.А. (Санкт-Петербург), Шипицына Л.М. (Санкт-Петербург), Якунин В.А (Санкт-Петербург), Никифоров Г.С. (Санкт-Петербург), Аллахвердов В.М. (Санкт-Петербург), Вершловский С.Г. (Санкт-Петербург), Регуш Л.А. (Санкт-Петербург), Реан А.А. (Москва), Холодная М.А. (Москва), Лукацкий М.А.(Москва), Ширяев Э.Б. (США), Асикритова И.В. (Великобритания), Жукова Н.Д. (Финляндия), Кесарев Е.Д. (Швеция), Николаева А.В. (Молдавия), Тынышбаев А.А. (Казахстан), Кадиров Б.Р.(Узбекистан), А. Таламо (Италия), А. Рахкошкин (Германия) и др. В рамках конференции состоялось пленарное заседание, проведены симпозиумы, мастер-классы, семинары, издан сборник материалов конференции.

На пленарном заседании Регуш Л.А. (РГПУ им. А.И. Герцена) осветила ключевые моменты становления психологии образования. Шингаев С.М. (СПбАППО) проанализировал работу практических психологов в области дошкольного и школьного образования Санкт-Петербурга. Реан А.А. (чл.-корр. РАО, Москва) поднял проблему отношений развивающейся личности и подростковой культуры с позиций рисков экстремизма. Лукацкий М.А. (Институт теории и истории педагогики РАО, чл.-корр. РАО, Москва) рассмотрел образование человека в зеркале психологической антропологии. Вершловский С.Г. (СПбАППО) представил социально-психологический портрет выпускника петербургской школы на основе результатов лонгитюдного исследования (1993–2012). Баева И.А. (РГПУ им. А.И. Герцена) заострила психологические вопросы безопасности в образовании.

В ходе работы конференции участники подчеркнули актуальность рассматриваемых проблем психологии образования, отметили значимость теоретических подходов и практических форм работы психологов в условиях реформирования системы образования.

Наиболее значимые научно-практические результаты конференции:

  • обсуждение актуальных вопросов теории и практики современной психологии образования;
  • обмен опытом в решении задач, поставленных перед психологией образования со стороны общества и государства;
  • создание условий профессионального роста и повышения компетентности в различных специальных областях психологической науки для студентов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей;
  • применение полученных результатов в научных исследованиях, в практической деятельности психологов, в образовательной деятельности, в системе повышения квалификации и дополнительного образования.

В заключение были намечены перспективы развития психологии образования:

  • экспериментальные исследования по проблемам психологии образования, прежде всего нейропсихологических основ обучения, воспитания и развития человека;
  • образование и жизненный путь личности, непрерывное личностное и профессиональное развитие человека в пространстве образования;
  • психологическая экспертиза образовательной среды, ее социальный, организационный и когнитивный аспекты.

По результатам обратной связи было получено 165 анкет. Степень удовлетворенности конференцией достаточно высокая (5 баллов из 6). Отмечались такие положительные моменты, как «академичность в сочетании с практическим и прикладным характером докладов», «конференция отразила современное состояние науки, в том числе западной», «верность принципам школы Б.Г. Ананьева». Запомнились выступления Е.П. Ильина, Л.А. Регуш, А.А. Реана, симпозиум памяти Б.Д. Парыгина, симпозиум под рук. Н.В. Бордовской, круглые столы под рук. И.Б. Дермановой и Н.С. Хрусталевой, мастер-класс А. Таламо, поднятая проблема инклюзивного образования. На вопрос «Что понравилось в организации конференции?» большинство участников отвечали: «замысел конференции и великолепная реализация», «четкость, организованность, соблюдение регламента, доступность информации». 150 участников из 165 опрошенных предполагают участвовать в конференции «Ананьевские чтения — 2013».


Содержательные материалы


Ссылки
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

Проблемы на сайте?
Сообщите нам!
 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров,
10-я линия, д. 59, офис 124, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (905) 204-22-10, (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su