Кто есть кто
Игорь Никитович Семенов
Доктор психологических наук, профессор.
Профессор департамента психологии Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета. Директор Института рефлексивной психологии творчества и гуманизации образования.
Главный редактор научно-практического журнала «Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования». Член экспертного совета журнала «Психология. Журнал Высшей школы экономики», член редколлегии международного междисциплинарного научно-практического журнала «Рефлексивные процессы и управление», «Педагогика и психология Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета».
Член Диссертационных советов при НИУ ВШЭ, при Университете РАО.
Действительный член Российской академии естествознания, Академии педагогических и социальных наук, Российской академии естествознания, Международной академии гуманизации образования, Европейской академии естествознания, Международной академии психологических наук, Международной академии акмеологических наук.
В 1968 г. окончил факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. В 1971 г. - аспирантуру Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН, сектор психологии научного творчества.
В 1971 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Системное исследование решения творческих задач», в 1993 г. - докторскую диссертацию на тему «Психология рефлексии в организации творческого процесса мышления».
В 1968–1972 гг. — стажер-исследователь, аспирант, старший научно-технический сотрудник сектор психологии научного творчества Института истории естествознания и техники АН СССР.
В 1972–1975 гг. — младший научный сотрудник кафедры педагогики и педагогической психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.
В 1975–1984 гг. – старший научный сотрудник, руководитель группы методологических проблем эргономики ВНИИ технической эстетики АН СССР и ГКНТ Совета министров СССР.
В 1978–1997 гг. — заместитель председателя Всесоюзной секции «Психология творчества» Общества психологов СССР/РФ.
В 1984–1995 гг. — старший научный сотрудник лаборатории «Психология мышления» и лаборатории «Психология одаренности».
В 1991–1993 гг. — старший научный сотрудник Института детства РАО.
В 1992–2002 гг. — научный консультант Красноярского регионального центра развития образования, председатель редакционного совета журнала «Инновационная деятельность в образовании».
В 1993–1995 гг. — старший научный сотрудник Российско-американского центра образования взрослых Института международных исследований образования РАО.
В 1993–1996 гг. — профессор кафедры практической психологии Бийского государственного педагогического института.
В 1995–2011 гг. — профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС при Президенте РФ.
В 1997–2017 гг. — научный руководитель Гимназии №1526 Южного административного округа г. Москвы и ежегодных научных конференций одаренных школьников.
В 2000–2002 гг. — заместитель директора по научной работе Брянского филиала Орловской региональной академии госслужбы.
В 2002–2019 гг. — профессор кафедры общей и экспериментальной психологии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».
С 2006 г. — консультант кафедры акмеологии Сибирской академии госслужбы.
В 2007–2017 гг. — научный руководитель Ресурсного центра (на базе Гимназии №?1526) по рефлексивно-психологическому обеспечению инновационного гимназического образования.
С 2020 г. — профессор департамента психологии Института педагогики и психологии МГПУ.
С 2012 г. — главный редактор научно-практического журнала «Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования».
Научные интересы:
- история психологии и педагогики
- системная методология науки
- рефлексивная психология и акмеология творчества
- общая психология
- непрерывное профессиональное образование
- педагогическая психология
- персонология развития одаренности
Является крупным ученым в области истории и методологии науки, акмеологии и эргономики, психологии творчества и гуманизации общего, дополнительного, высшего профессионального образования и разработки его научного (рефлексивно-психологического и инновационно-педагогического) обеспечения. Им создана научная школа рефлексивно-гуманитарной психологии, акмеологии и педагогики творчества. Внедрение в социальную практику теоретических положений созданной И.Н.Семеновым научной школы рефлексивно-гуманитарной психологии, акмеологии и педагогики творчества и реализующих эти достижения рефлетехнологий осуществляется в Российской академии государственной службы при Президенте РФ, в Сибирской академии госслужбы, в Брянском филиале Орловской региональной академии госслужбы, а также в организованном им при Международной академии гуманизации образования Институте рефлексивной психологии творчества и гуманизации образования (ИРПТиГО), в консультируемом им: в Киеве Институте рефлексивных специализаций (директор д.пс.н. М.И. Найденов) и в Москве – Институте рефлексивной акмеологии сотворчества (директор проф. С.Ю. Степанов), в Институте психолого-правовых исследований (директор к.пс.н. Г.Ф. Похмелкина) и в Центре Европейской практической психологии (директор советник РАЕ Г.Н. Бершацкий), которые успешно проводят тренинги игрорефлексики и рефлепрактики в ряде регионов России и странах СНГ. Указанные рефлексивно-психологические принципы и реализующие их акмеолого-педагогические рефлетехнологии внедрены в современную практику инновационного образования. Так, например, в столичной гимназии N 1526 под научным руководством И.Н.Семенова и с его методической помощью была разработана стратегия развития гимназии как инновационного образовательного учреждения современного типа, использующего передовые психолого-педагогические рефлетехнологии как для повышения квалификации педагогического коллектива и эффективного управления гимназией, так и для развития знаний, компетенций учащихся и нравственного воспитания их личностных качеств. Под научно-методическим руководством И.Н. Семенова в гимназии 14 лет проводятся ежегодные научно-исследовательские конференции школьников Южного округа (с изданием под его редакцией сборников их работ), а также успешно работают школьная психологическая служба и ресурсный центр.
Свой разносторонний научно-педагогический потенциал профессор И.Н. Семенов успешно реализует как в фундаментальных исследованиях процессов мышления и рефлексии личности, творчества и профессионализма индивидуальности, так и в прикладных разработках на всех ступенях непрерывного личностно-ориентированного профессионального образования. В сфере дошкольного образования им разработаны с В.М. Дюковым психолого-педагогические стандарты предшкольной подготовки детей в дошкольном образовании и рефлетехнологии его управления. В сфере среднего образования И.Н.Семеновым разработаны: с М.Н. Берулавой концепция развития и гуманизации современной школы, с Т.Г.Болдиной – стратегия инновационного развития гимназического образования и его рефлексивно-педагогического обеспечения, с П.А. Оржековским и С.Ю. Степановым – принципы рефлексивно-психологического развития творческого мышления школьников. В сфере досугово-дополнительного образования И.Н. Семеновым разработаны с О.А. Доником и С.В. Ивановым рефлексивно-психологические принципы развития личности подростков во временных детских коллективах. В сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности молодежи И.Н. Семеновым разработаны с В.М.Дюковым рефлексивно-педагогические принципы проектирования современной «школы здоровья» и с С.А. Смирновым – рефлексивно-психотерапевтической реабилиотологии лиц, страдающих различными видами зависимостей (алкоголизмом, наркоманией, токсиманией). В сфере военно-патриотического воспитания и спортивно-технической подготовки юношества И.Н. Семеновым обобщены с А.И. Анохиным пути развития системы предпрофессиональной подготовки юношей в Российской оборонной спортивно-технической организации и с В.В. Каштановым – принципы социокультурного проектирования образовательного процесса в спортивно-технических школах РОСТО. В сфере профессионального образования И.Н. Семеновым разработаны принципы социокультурного проектирования и рефлексивно-психологического обеспечения вузовского и последипломного обучения взрослых учащихся, совместно с Г.И. Давыдовой предложены принципы и технологи рефлексивно-диалогического подхода в психолого-педагогическом обеспечении вузовского образования, а с А.А. Деркачем и С.Ю. Степановым – рефлексивно-акмеологические принципы и технологии развития рефлексивной культуры профессионалов-управленцев.
Читает курсы:
- Методология и методы научного исследования
- Современные концепции одаренности и творчества
- Педагогическая психология
- История педагогической психологии
- История психологии
- Сравнительная психология
- Психодиагностика познавательного и личностного развития обучающихся,
С конца 1980-х гг. совершенствует педагогический опыт преподавания курсов по методологии, психологии, акмеологии, педагогики в ряде столичных вузов (Академия госслужбы при Президенте РФ, факультет психологии МГУ им. М.В.Ломоносова, МЭСИ, МГГУ им. М.А.Шолохова, НИУ ВШЭ) и в региональных университетах ( Бийск, Брянск, Гродно, Витебск, Запорожье, Орел, Нижний Новгород, Новосибирск, Орел, Сочи, Тамбов).
Научный консультант 2 докторов наук (1 по психологии, 1 по педагогике), научный руководитель 28 кандидатов наук (по психологии и по педагогике).
Основные публикации: автор более 400 научных работ, в т.ч. 38 книг и пособий, отв. редактор 14 сборников.
- Семенов И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач. М.: НИИ ОПП АПН СССР, 1990
- Инноватика и рефлексика психолого-педагогического обеспечения гуманизации профессионального и бизнес-образования: материалы международной научно-практической конференции, Красноярск, 5-9 июля 1995 г.: в 2 ч. / отв. ред. И.Н. Семенов, А.И. Субетто. Тамбов : ТГУ, 1996
- Семенов И.Н. Тенденции развития психологии творчества и гуманизации образования. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2000
- Аникина В.Г., Коваль Н.АВ., Семенов И.Н. Исследование экзистенциальной рефлексии в проблемно-конфликтных ситуациях: Учебное пособие. Тамбов : Изд-во ТГУ, 2002
- Рефлексивно-организационные проблемы формирования мышления и личности в образовании и управлении / под ред. И.Н. Семенова, Т.Г. Болдиной. М.: ИРПТиГО, 2003
- Лаптева О.И., Войтик И.М., Семенов И.Н. Развитие рефлексивного мышления педагогов: Учебно-методическое пособие. Омск: ООИПКРО, 2003
- Рефлексивный подход к психологическому обеспечению образования / под ред. А.В. Карпова, И.Н. Семенова, В.К. Солондаева. М.; Ярославль: РПО, 2004
- Деркач А.А., Семенов И.Н., Балаева А.В. Рефлексивная акмеология творческой индивидуальности: Учебно-методическое пособие. М.: изд-во РАГС, 2005
- Савенкова И.А.,Семенов И.Н. Рефлексивная активизация активизации профессионального самоопределения студентов – будущих психологов. Сочи: НОЦ РАО, 2005
- Ковшуро О.Д., Семенов И.Н. Исследование рефлексивности самореализации личности в сфере государственной службы. Брянск; Орел: ОРАГС, 2005
- Двоеглазова М.Ю., Семенов И.Н. Развитие личностной рефлексии в студенческом возрасте. Мурманск: МГПУ, 2007
- Актуальные социально-психологические проблемы развития личности в образовательном пространстве ХХI века. Материалы II-й Международной научно-практической конференции / отв. ред. И.Н. Семенов. Кисловодск: Тьютор, 2007
- Дюков В.М., Семенов И.Н. Инновационная педагогика. Модули инновационной компетентности и ииновационной деятельности в образовательном учреждении. Программы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава. Красноярск: Универс, 2007
- Дюков В.М., Семенов и.Н. Специализированный учебный курс «Проблемы проектирования и развития Школы здоровья». Ч. 1, 2. Киев: Здоровье, 2007
- Дюков В.М., Семенов И.Н. Гуманизация дошкольного образования: Учебно-методическое пособие. М.: Сфера, 2008
- Дюков В.М., Семенов И.Н. Рефлексивное управление образовательным процессом в ДОУ (дошкольном образовательном учреждении). М.: Сфера, 2008
- Дюков В.М., Семенов И.Н. Внутренний стандарт предшкольной подготовки в ДОУ. М.: Сфера, 2008
- Лаптева О.И., Семенов И.Н. и др. Рефлексивно-профессиональное общение. Новосибирск: АГА, 2010
- Семенов И.Н. и др. Проектно-исследовательский подход в рефлексивной психологии инновационного образования. Ногинск, Московская обл.: Аналитика РОДИС, 2011
- Дюков В.М., Семенов И.Н., Шайхутдинова Р.В. Основные параметры качества образования: справочное пособие. Норильск: Управление общего и дошкольного образования Администрации г. Норильска, 2011
- Семенов И.Н. Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования. Вып. 3: Рефлексивный подход в формировании и развитии личностно-профессионального самосознания студентов как фактор модернизации высшего образования. М.: ФИРО, 2013
- Семнов И.Н., Калашников И.Г. История когнитивной и метакогнитивной психологии рефлексивного развития творчества: учебно-методическое пособие. М.: Сам Полиграфист, 2024
Награды:
- лауреат Премии Президента Российской Федерации в области образования
- Заслуженный деятель науки и образования РАЕ
- медаль им. В.Е.Вернадского
- медаль им. Маршала Покрышкина
- медаль «75-летия ДОСААФ-РОСТО»
- Елена Георгиевна Чирковская, 17.12.2021
- Любовь Сергеевна Новикова, 17.12.2020