22 августа 2017 , вторник

Известные психологи

Талызина Нина Федоровна, р. 28.12.1923

Доктор психологических наук, профессор. Действительный член (академик) РАО.

Патриарх российской психологии (2013).

Ведущий научный сотрудник кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Руководитель лаборатории педагогической психологии и Центра по переподготовке работников системы образования при факультете психологии МГУ.

Председатель специализированного совета по защите докторских диссертаций по специальности «педагогическая и возрастная психология», член специализированного совета по защите кандидатских диссертаций по специальности «теория и история педагогики» при факультете психологии МГУ.

Член Экспертного Совета (2014-2018) и Большого Жюри (1999-2003) Национального психологического конкурса «Золотая Психея»

В 1942 г. закончила Ярославское педучилище, в 1946 г. - физико-математический факультет Ярославского педагогического института, в 1950 г. - аспирантуру НИИ психологии АПН РСФСР.

В 1950 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Умозаключения при решении геометрических задач», в 1970 г. - докторскую диссертацию на тему «Управление процессом усвоения знаний». 

Во время обучения в аспирантуре работала в научной лаборатории психологии обучения  НИИ психологии АПН СССР.

С 1950 г. преподает в МГУ им. М.В.Ломоносова, заведующий кафедрой педагогической психологии и педагогики отделения психологии философского факультета, а затем факультета психологии МГУ (1963-1995). С 1966 г. руководитель лаборатории педагогической психологии, с 1989 г. руководитель Центра по переподготовке работников системы образования при факультете психологии МГУ.

В 1971 г. была избрана членом-корреспондентом Академии педагогических наук, в 1989 г. - действительным членом АПН СССР, в 1992 г. - действительным членом Российской академии образования.

Область научной деятельности:

  • педагогическая психология.

Читает курсы:

  • Педагогическая психология
  • Деятельностный подход в психологии
  • Деятельностная теория учения
  • Психологическая диагностика интеллекта
  • Зарубежные теории учения

Н.Ф. Талызина внесла крупный вклад в разработку деятельностной теории учения. В 50-е гг. в кандидатской диссертации, выполненной под руководством П.А. Шеварева, исследовала особенности сокращения умственных действий в процессе их формирования. Начиная с 50-х гг. Н.Ф. Талызина ведет исследования в тесном контакте с П.Я. Гальпериным. Первый цикл исследований был посвящен действиям, лежащим за понятиями, что позволило вскрыть психологические механизмы становления и функционирования научных понятий. Умственные действия, обеспечивающие выполнение логических операций доказательства, классификации, рассматривались как пути формирования логического мышления у детей; исследовались также особенности функционирования логических приемов мышления у взрослых. Это привело к разработке метода моделирования разных видов познавательной деятельности и формулировке принципов управления процессом их формирования, помогло понять соотношение психологического и логического подходов к изучению мышления.

Нина Федоровна Талызина одна из первых сподвижников Петра Яковлевича Гальперина, на протяжении всей своей жизни много сделала для внедрения в практику и распространению его теории по всему миру. Ниже приводится текст из ее книги. Вслед за Гальпериным она рассматривает учение как систему определенных видов деятельности, выполнение которых приводит ученика к новым знаниям и умениям. «Условимся назвать учением, — пишет П.Я. Гальперин, - всякую деятельность, поскольку в результате у ее исполнителя формируются новые знания и умения или прежние знания и умения приобретают новые качества» (Гальперин, 1965б, с. 15). Усвоение новых знаний и умений может происходить не только в учебном процессе, но и в других видах деятельности: игре, труде. Особенность учебной деятельности состоит в том, что она специально организована для усвоения социального опыта, в этом состоит ее цель. В других же случаях усвоение новых знаний и умений происходит как бы параллельно с реализацией совсем других целей.

Усвоение в условиях определенной организации этого процесса или другим человеком (учителем), или с помощью специально разработанной для этого программы (программированное обучение) называется учением. Учение таким образом имеет два отличительных признака: а) процесс усвоения выступает как основной, направленный на приобретение новых знаний и умений или на совершенствование имеющихся; б) этот процесс происходит в специально организованных условиях. Учение, как и другие виды усвоения, имеет активную природу: совершается через те или иные действия (деятельность) субъекта усвоения; в случае учения - учащегося, обучаемого. В силу этого учение в психологии рассматривается как один из основных видов человеческой деятельности. Каждый вид деятельности учения, в свою очередь, состоит из системы действий, объединенных единым мотивом и в совокупности обеспечивающих достижение цели деятельности, в состав которой они входят.Анализ учения должен начинаться с выделения деятельности, которую необходимо выполнить обучаемым, чтобы решить поставленную перед ними задачу, затем необходимо идти к выделению слагающих ее действий, а затем - к структурному и функциональному анализу содержания каждого из них. Таким образом, центральным звеном этой теории является действие как единица деятельности учения, как единица любой человеческой деятельности. На уровне действия мы и будем вести анализ данной теории. Учение как деятельность учащегося включает в себя несколько видов действий. Эти действия могут быть расклассифицированы по разным основаниям. Если поделить их по месту и функциям в деятельности, то одни займут место предмета усвоения (они усваиваются учащимися), другие окажутся средствами усвоения (с их помощью учащийся усваивает первую группу действий). При этом следует отметить, что действия, входящие в группу средств усвоения, ранее должны были быть предметами усвоения, т.е. входили в первую группу действий.Если подойти к действиям, слагающим деятельность учения, со стороны их содержания, то их можно поделить на две группы: 1) общие (планирование, контроль, действия, составляющие приемы логического мышления и др.). Эти действия не зависимы от особенностей того или иного предмета; 2) специфические; они отражают особенности изучаемого предмета, их применение ограничено его спецификой (звуковой анализ слова, действия, необходимые для геометрических преобразований и др.).

Для нашего поколения Нина Федоровна служит примером не только преданного науке ученого, но и человека с активной гражданской позицией.

Основные публикации: более 400 работ, около 100 из них изданы на 16-ти языках за рубежом

  • Теоретические проблемы программированного обучения. М., 1969;
  • Пути и возможности автоматизации учебного процесса. (В соавторстве с Т.В. Габай). М., 1977;
  • Методика составления обучающих программ: Учебное пособие. 1980;
  • Управление процессом усвоения знаний. (Психологические основы). М., 1975, 1984;
  • Педагогическая психология. Психодиагностика интеллекта. (Совместно с Ю.В. Карповым). М., 1987;
  • Пути разработки профиля специалиста. (Ред. и соавт.). Саратов, 1987.
  • Природа индивидуальных различий: Опыт исследования близнецовым методом. (Совместно с С.В.Кривцевой, Е.А.Мухаматулиной). М., 1991;
  • Формирование приемов математического мышления (Ред. и соавт.). М., 1995;
  • Педагогическая психология. Учебное пособие. М., 1998.

проф. Д.Б. Богоявленская

Участие в конкурсе «Золотая Психея»

Победитель конкурса «Золотая Психея» в номинации «Патриарх российской психологии», 2013 г.


16+
Информация об издании

Правила публикации

Разработчик портала Versus Ltd

© 2004—2017 · Психологическая газета
При использовании материалов сайта обязательна гиперссылка на www.psy.su


Мобильное приложение