16+
Выходит с 1995 года
18 апреля 2024

Кто есть кто

Светлана Аркадьевна Котова

Светлана Аркадьевна Котова

Санкт-Петербург

Кандидат психологических наук, доцент.

Доцент кафедры общей и социальной психологии Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Преподаватель Института практической психологии «Иматон». Научный руководитель ГБОУ Гимназия №295 Фрунзенского района Санкт-Петербурга.

Член экспертного совета Комитета образования г. Санкт-Петербурга. Член Российского психологического общества.

В 1982 г. окончила дефектологический факультет ЛГПИ им. А.И. Герцена, в 2010 г. - докторантуру по кафедре психологии и психофизиологии ребенка РГПУ им. А.И. Герцена (подготовлена работа на тему «Психофизиологические механизмы обеспечения эффективности обучения студентов»).

В 1990 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Актуализация зрительных представлений у детей дошкольного возраста».

В 2004-2005 гг. работала заместителем директора Института детства по начальному образованию РГПУ им. А.И. Герцена.

С 2013 г. заведовала кафедрой педагогики начального образования и художественного развития ребёнка Института детства РГПУ им. А.И. Герцена.

С 2021 г. возглавляла Институт психологии РГПУ им. А.И. Герцена.

Область профессиональных интересов:

  • прикладная психофизиология
  • возрастная и педагогическая психология
  • практическая психология образования
  • педагогика начального образования
  • здоровьесбережение в образовании
  • психология здоровья
  • арт-терапия в работе с детьми

Участвовала в реализации инновационной образовательной программы Герценовского университета «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере» в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

С 2011 г. руководит экспериментальными площадками на базе образовательных учреждений г. Санкт-Петербурга:

  • районная площадка «Разработка эффективной модели школы – «Центра культуры здоровья» (2011-2013 гг., ГБОУ СОШ №167 Центрального района);
  • районная площадка «Психолого-педагогические технологии как условие построения здоровьесозидающей среды школы» (2013-2015 гг., ГБОУ СОШ №237 Красносельского района);
  • районная площадка ?«Разработка и апробация модели социальной интеграции в пространство общеобразовательной школы детей с ограниченными социальными возможностями (детей-сирот)» (2013-2016 гг., ГБОУ СОШ №46 Приморского района);
  • районная площадка «Исследование возможностей интегрированных уроков для реализации ФГОСов нового поколения» (2016-2017 гг., ГБОУ СОШ №167 Центрального района);
  • городская опытно-экспериментальная площадка «Формирование ценности здорового образа жизни (ЗОЖ) участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС в зависимости от особенностей» (2014-2016 гг., ГБОУ СОШ №331 Невского района, соруководитель).

Член жюри городского этапа Всероссийского конкурса «Школа здоровья России» и городского этапа Всероссийского конкурса «Учитель здоровья России».

Читает курсы:

  • Методика обучения и воспитания
  • Формирование культуры здорового образа жизни у младших школьников
  • Социальное партнерство в образовании
  • Практикум по саморазвитию педагога
  • Современные проблемы науки и образования
  • Разрешение педагогических конфликтов (с практикумом)
  • Междисциплинарное проектирование в начальном образовании
  • Особенности современного стандарта начального общего образования
  • Технологии общественной экспертизы качества начального образования
  • Основы проектной деятельности
  • Здоровьесберегающие технологии
  • Образовательные программы начальной школы
  • Ориентационно-рефлексивный практикум
  • Психология младшего школьника
  • Информационно-цифровое пространство детства
  • Технологии саморазвития учителя начальных классов
  • Практикум по развитию профессионального личностного роста креативного педагога
  • Образовательные программы для одаренных детей
  • Социокультурное образование в начальной школе
  • Развитие креативности ребенка в полихудожественной образовательной среде

Основные публикации: более 380 работ, в том числе

  • Котова С.А. Интернет-зависимость у детей и подростков: риски, диагностика и коррекция: монография. СПб: Издательство ВВМ, 2023.
  • Котова С.А., Каменская В.Г. Основы здоровьесбережения ребенка дошкольного и младшего школьного возраста в системе образования: учебно-методическое пособие. СПб, 2020.
  • Котова С.А. Молодой учитель в школе: проблемы и их решения: учебно-методическое пособие. М.: Школьные технологии, 2010. 126 с.; 2-е изд. М., 2015; 2-е изд., доп. СПб, 2019.
  • Социальная креативность: теория, диагностика, технологии: коллективная монография. СПб, 2019.
  • Котова С.А., Мошкова Н.П. Клоун-терапия: техники работы. СПб, 2018.
  • Институт детства Герценовского университета: коллективная монография. СПб, 2017.
  • Алексеев С.В., Колесникова М.Г., Резников М.А., Котова С.А., Рычкова С.В., Татарникова Л.Г. Здоровье в школе: методический практикум. СПб, 2017.
  • Бегельдиева С.М., Котова С.А., Федорова Л.А. Как подготовить интегрированный урок в соответствии с ФГОС ОО: памятка для педагога. СПб, 2016.
  • Котова С.А., Цветков В.В. Проектирование индивидуального образовательного маршрута для детей-сирот: методическое пособие. СПб, 2016.
  • Творчество: теория, диагностика, технологии: словарь-справочник для специалистов в области образования, инноваций и гуманитарных технологий в социальной сфере / коллектив авторов. СПб, 2014.
  • Котова С.А., Пирогова С.В., Тургель В.А. Педагогическая практика в детском оздоровительном лагере: материалы и рекомендации. СПб, 2014.
  • Качество психологического образования: единство теории и практики: коллективная монография. Новосибирск, 2013.
  • Дунаевская Э.Б., Котова С.А., Калягина Е.А., Федорова Т.А., Мальчевская М.Л., Добря М.Я. Психолого-педагогические условия адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования: учебно-методическое пособие. Абакан, 2013.
  • Котова С.А. Методика работы практического психолога в начальной школе: учебно-методическое пособие. СПб, 2013.
  • Котова С.А., Кулганов В.А., Белов В.Г., Нехвядович Э.А., Парфенов Ю.А. Когда вся жизнь – школа. СПб, 2013.
  • Котова С.А., Кулганов В.А., Белов В.Г., Нехвядович Э.А., Парфенов Ю.А. Психологическая диагностика и коррекция в работе детского практического психолога. СПБ, 2012.
  • Котова С.А. Психофизиологические механизмы обеспечения эффективности обучения студентов. СПб, 2011.
  • Котова С.А., Кулганов В.А. Как сохранить здоровье, работая в школе. М.: Школьные технологии, 2010. 191 с.
  • Котова С.А., Каменская В.Г. Концептуальные основы здоровьесберегающих технологий развития ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. СПб: ООО «Книжный дом», 2008. 224 с.
  • Котова С.А., Граничина О.А., Савинова Л.Ю. Начальное образование в контексте программы ЮНЕСКО «Образование для всех»: российское видение. СПб, 2007. 100 c.
  • Котова С.А., Каменская В.Г. Здоровьесберегающие технологии в социальной сфере. Учебно-методический комплекс. СПб: Изд-во СПбГУ, 2007. C. 321-360.

Награды:

  • орден Екатерины Великой 3 степени за заслуги в развитии отечественного образования
  • победитель внутривузовского конкурса достижений профессорско-преподавательского состава 1 и 2 степени (2009-2016)
  • почетная грамота МО РФ (2010)
  • благодарность Комитета по образованию Санкт-Петербурга
Участие в Национальном конкурсе «Золотая Психея»

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»