16+
Выходит с 1995 года
1 сентября 2024

Кто есть кто

Рида Рашидовна Накохова

Рида Рашидовна Накохова

Черкесск

Доктор психологических наук, профессор. Почетный работник общего образования РФ. Заслуженный деятель науки КЧР.

Проректор по научно-инновационной деятельности Карачаево-Черкесского республиканского института повышения квалификации работников образования (КЧРИПКРО). Профессор кафедры гуманитарных дисциплин Института экономики и управления Северо-Кавказской государственной академии.

Президент региональной общественной организации «Ассоциация практических психологов КЧР».

Заместитель главного редактора журнала «Вестник КЧРИПКРО». Член редсовета журнала «Современные научные исследования», член редколлегии журналов «Извести ДГПУ», «Обзор педагогических исследований», «Internatiol of medicine and psychology».

Член Республиканской конкурсной комиссии педагогов КЧР. Председатель ГЭК в Ставропольском государственном педагогическом институте. Член диссертационного совета при Южном федеральном университете

Действительный член Академии имеджелогии. Член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования.

Окончила факультет педагогики и начального обучения Карачаево-Черкесского государственного педагогического института, в 1999 г. — аспирантуру Северо-Кавказского государственного технологического университета, в 2008 г. — докторантуру Российского государственного социального университета.

В 1999 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Развитие ценностных ориентаций у младших школьников средствами народного эпоса и мифологии», в 2008 г. — докторскую диссертацию на тему «Психология ценностных ориентаций этнофоров Северного Кавказа».

В 1982-1996 гг. работала учителем начальных классов.

С 1997 г. работает в Карачаево-Черкесском республиканском институте повышения квалификации работников образования: старший преподаватель, доцент, заведующая кафедрой педагогики и психологии, профессор кафедры, проректор по научно-инновационной работе (с 2013 г.). В 2011-2013 гг. — директор центра практической психологии «Гармония» КЧРИПКРО, руководитель школы приемных родителей КЧР.

С 1997 г. преподает в Северо-Кавказской государственной академии (ранее Карачаево-Черкесский технологический институт, Карачаево-Черкесский государственный технологический институт, Карачаево-Черкесская государственная технологическая академия, Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия).

Область профессиональных интересов:

  • социальная психология;
  • этнопсихология;
  • психология личности;
  • педагогическая психология;
  • психология ценностных ориентаций

Впервые в социальной психологии раскрыла принципы, факторы, структуру, закономерности и специфику ценностных ориентаций этнофоров, социально-психологические особенности стабильности и динамичности элементов и всей системы ценностных ориентаций. Разработала социально-психологическую концепцию развития и функционирования этой системы, детерминанты, механизмы и этапы преобразований системы ценностных ориентаций в периоды социально-экономических кризисов. Создала авторскую модель развития ценностных ориентаций этнофоров Северного Кавказа. Экспериментально выявила системообразующий элемент ценностных ориентаций — этноценностные ориентации этнофоров, обусловливающие этническую самобытность системы ценностей в периоды социокультурных и социально-экономических кризисов, обеспечивающий целостность и единство этноса и задающий направления его развития. Определила социально-психологические условия развития ценностных ориентаций этнофоров; ввела в научный оборот новые эмпирические и теоретические данные, на основе которых уточнены и введены новые понятия в психологическую теорию ценностных ориентаций, получившие системное отражение в авторской концепции развития ценностных ориентаций этнофоров. Они составляют основу решения актуальной психологической проблемы и представляют новое научное направление в психологии и психологии ценностных ориентаций этнофоров. Ввела в социальную психологию понятия «этноценностные ориентации», «этногенез ценностных ориентаций», «этнофор» и т.д.

Под руководством Р.Р. Накоховой подготовлено 11 кандидатских диссертаций.

Основные публикации: около 200 работ, в том числе

  • Педагогические условия формирования этноценностных ориентаций у подростков в карачаевской семье: монография. М.: Наука, 2022. 173 с. (в соавт.)
  • Психология ценностных ориентаций этносов и этнофоров Северного Кавказа. М.: Линкор, 2008; 2-е изд. 2022. 397 с.
  • Психологическое сопровождение выбора профессии у старшеклассников: учебно-методическое пособие. М.: Университетская книга, 2011; 3-е изд., испр. и доп. 2021. 184 с.
  • Социальная психология. Психология общения. М.: Перо, 2013; 2-е изд. 2021. 246 с.
  • Педагогические аспекты адаптации обучающихся-сирот в поликультурной образовательной среде: монография. М.: Наука, 2020. 194 с. (в соавт.)
  • Социально-психологическая концепция трансформации системы ценностных ориентаций у этнофоров Северного Кавказа (на материале исследования народов Карачаево-Черкесии): монография. М.: Наука, 2020. 393 с.
  • Младший школьник возможности личностного развития. Черкесск, 2001; 2-е изд, доп. 2019.
  • Психологическое сопровождение формирования профессиональной идентичности у будущих медицинских работников среднего звена. М.: ИД Международные отношения, 2018. 148 с. (в соавт.)
  • Формирование этнической идентичности у младших школьников в мультикультурной образовательной среде. М.: ИД Международные отношения, 2017. 134 с.
  • Социально-психологические особенности формирования гражданской идентичности у студенческой молодежи. М.: ИД Международные отношения, 2016. 207 с.
  • Социализация личности в этнокультурной среде. М.: ИД Международные отношения, 2014. 238 с.
  • Этноценностные ориентации как детерминанты адаптации студентов к новой социокультурной среде. М.: Университетская книга, 2012. 214 с.
  • Развитие личности в поликультурной образовательной среде. Черкесск. СКГГТА, 2010. 254 с.
  • Психологические особенности системы ценностных ориентаций представителей этносов Северного Кавказа. М.: Линкор, 2007. 271 с.
  • История и культура древних народов. Черкесск, 1997.
  • Календарь учителя. Карачаевск, 1995.

Награды:

  • лауреат Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу — монография «Психология ценностных ориентаций этносов и этнофоров Северного Кавказа» (2008).
  • победитель международного конкурса на лучшую научную книгу Британской научной академии образования — учебное пособие «Социальная психология. Психология общения» (2014)
  • Почетная грамота правительства Карачаево-Черкесской Республики
Участие в Национальном конкурсе «Золотая Психея»

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»