24 мая 2017 , среда

Известные психологи

Рождественская Наталия Андреевна,

Доктор психологических наук, доцент.

Профессор кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

Член двух диссертационных советов Д 501.001.11 и Д 501.001.95 в МГУ.

Окончила факультет психологии МГУ по кафедре общей психологии и педагогический факультет МГПИИЯ им. Мориса Тореза.

В 1991 году защитила кандидатскую диссертацию по педагогической психологии на тему «Формирование когнитивного компонента межличностного восприятия у старшеклассников». В 2005 году - докторскую диссертацию на тему: «Способы межличностного познания, их развитие и формирование у учителей, родителей и школьников».

В докторской диссертации разработана концепция стратегий когнитивного компонента межличностного познания. Сделан вывод, что качественное познание личностных особенностей людей определяют следующие принципы:

  • Ориентация на полный охват личностных свойств человека. (Она включает анализ основных качеств, обусловливающих направленность, содержание, характер протекания и эффективность деятельности, к которым относятся: мировоззрение, интеллект, эрудиция, воля, эмоции, характер и способности.
  • Применение адекватных и существенных критериев их оценки.
  • Анализ внутренних и внешних факторов, влияющих на человека (личностные свойства, эмоциональные и функциональные состояния, здоровье, другие люди, обстоятельства и условия жизни человека).
  • Рассмотрение основных биографических данных и перспектив его развития.
  • Использование вероятностных суждений о нём.
  • Проверка суждений в практической деятельности, типичной для человека. Понимание личностных особенностей людей, основанное на этих принципах, позволяет избегать грубых ошибок при оценке поведения.

Н.А. Рождественской был предложен психолого-педагогический подход к совершенствованию межличностного познания на основе указанных принципов, а также проанализированы типичные ошибки, совершаемые людьми в процессе познания друг друга. Также раскрыта роль стратегий межличностного познания в понимании детей учителями и родителями (совместно с Е.В. Грачиковой (2002) и А.В. Разумовой (2004)). Изучены особенности становления и формирования стратегий межличностного познания у старшеклассников (совместно с А.В. Березиной (2003) и Ю.Е. Мужичковой (2008)), и факторы, оказывающие воздействие на адекватность образа сверстника у них (совместно с С.В. Малышевой (2003); К.А. Серебряковой (2004), Е.А. Писаревой (2006)). Предложена методика «Совершенствование стратегий межличностного познания» (в нескольких модификациях). Рассмотрены формы и условия её применения в процессе подготовки (совместно с И.В. Мельниковой (2006)) и повышения квалификации педагогов. Показано, что перенос основных принципов построения этой методики на методику формирования приёма когнитивной переработки эмоциональных переживаний, повышает качество психической саморегуляции студентов в целом. (Н.А. Зарембо, 2013). Предложена научно обоснованная «Методика диагностики межличностного познания» (совместно с А.В. Сориным (2012)).

На факультете психологи читает общие курсы и спецкурсы, а также ведёт семинарские и практические занятия со студентами, специализирующимися в области психологии образования. На физико-химическом факультете читает два общих курса.

  • «Педагогика: Теории воспитания»
  • «Педагогическая психология»
  • «Диагностика, развитие и коррекция личностных особенностей подростков и юношей в школьной психологической школе»
  • «Психологическое консультирование, воспитание и развитие личности: исторический и научно-практические аспекты»
  • «Психодраматическая ролевая игра: поиск скрытых резервов и возможностей»
  • «Тренинг как технология развития личностных свойств детей, подростков и юношей»
  • «Личностно, бихевиорально и телесно ориентированные тренинги в практической работе с детьми и подростками»
  • «Проективные методы психодиагностики личности»
  • «Основы психологии и педагогики» (для студентов физико-химического факультета)
  • «Практическая психология» (для студентов физико-химического факультета)

Является автором учебного пособия «Как понять подростка», учебного пособия «Девиантное поведение и основы его профилактики у подростков» и научной монографии «Способы межличностного познания: психолого-педагогический аспект». Всего ею опубликовано более 40 печатных работ.


16+
Информация об издании

Правила публикации

Разработчик портала Versus Ltd

© 2004—2017 · Психологическая газета
При использовании материалов сайта обязательна гиперссылка на www.psy.su


Мобильное приложение