«Пять тысяч — где, семь тысяч — как, сто тысяч — почему» (программа психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста при подготовке к школьному обучению)
Актуальность
Нехватка мест в детских дошкольных учреждениях на территории посёлка сказывается на уровне подготовки детей к школьному обучению. Как результат, в период адаптации детей в школе возникают серьёзные проблемы поведенческого характера и усвоения знаний. Базовые условия социального приюта как нельзя лучше подходят для подготовки детей к школе из семей находящихся в трудной жизненной ситуации. Реализация программы рассчитана на оказание помощи и поддержки семьям данной категории по полноценной подготовке детей к школе.
Проблема готовности ребёнка к школе была актуальна всегда. Школа предъявляет особые требования к будущему первокласснику. Приведём эти требования в соответствии с выделенными психологическими и педагогическими характеристиками ребёнка семи лет: высокий уровень учебной активации, самостоятельности, поддержание внимания на учебной задаче, высокий уровень развития наглядно-образного мышления, поведенческая саморегуляци, наличие познавательного или социального мотива учения.
Причины многих школьных трудностей появляются задолго до поступления ребенка в школу, поэтому целесообразнее подумать о том, что необходимо сделать уже сейчас, чтобы обучение в школе давалось ребенку легко и приносило радость. Важно еще до школы готовить ребёнка к будущим нагрузкам и общению в коллективе, вырабатывать чувство ответственности и самостоятельность.
Современные исследования показывают, что 30-40% детей приходят в первый класс массовой школы не готовыми к обучению. Показателями готовности детей к обучению в школе являются: психологическая, физическая, социальная готовность. Психологическая готовность включает в себя: личностную, интеллектуальную, мотивационную готовность. Огромную важность в данном случае имеет умение ребёнка строить отношения с окружающими, регулировать свои действия и своё поведение, адекватно реагировать на неудачи, позитивно относится к обучению. Показателями интеллектуальной готовности ребёнка к обучению в школе являются характеристики развития его мышления и речи.
Успех в учебной деятельности во многом зависит от развития у ребёнка таких физических качеств, как ловкость, координированность, гибкость, сила, выносливость. При поступлении в школу изменяется система отношений в межличностном общении детей. Отношения становятся более деловыми, когда ребёнок оценивается по выполненным делам. Будущий школьник должен быть готов к новому уровню межличностных отношений как со сверстниками, так и со взрослыми.
Огромное значение в работе имеет заранее продуманная и чётко организованная система сотрудничества с родителями. Целью данной работы является повышение уровня родительской компетентности, включая как повышение уровня психологической грамотности, так и повышение уровня коммуникативной компетентности. Родители должны знать об общих закономерностях психического развития, роли наследственности и среды в формировании личности ребёнка. Необходимо осмысление родителями позитивного содержания возрастных кризисов и их значения, путей и способов адекватной взрасту перестройки системы отношений «ребёнок - взрослый».
Исходя из сказанного, разработана нижеследующая интегрированная программа. Представленные в программе блоки реализуют своими средствами цель, направленную на саморазвитие и развитие личности ребёнка, на выявление его творческого потенциала, развитие социальных навыков, облегчение прохождения периода адаптации к школе.
Цели и задачи программы
Цели:
- развитие познавательной, эмоциональной и двигательной сфер;
- социальная адаптация;
- оздоровление детей в условиях летнего лагеря.
Задачи:
- развивать познавательные и творческие способности детей;
- обучать навыкам конструктивного общения: развивать навыки слушания собеседника, навыки конструктивного способа привлечения внимания, интерес и уважение к личности другого человека, рефлексивную позицию;
- формировать навыки самоконтроля в процессе общения;
Содержание проекта
Основные формы работы по реализации программы:
- развивающие занятия;
- беседы;
- тренинги;
- дидактические игры, игры-путешествия;
- интегрированные занятия;
- просмотры тематических видеоматериалов;
- тематические экскурсии;
- арт-терапевтические техники.
Наши принципы:
- Принцип гуманизма – «не навреди!».
- Принцип индивидуального подхода.
- Принцип системности.
- Принцип многообразия форм и методов работы.
- Принцип нравственности.
Сроки реализации программы: июнь - август.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 6-7 лет.
Программа
Индивидуальная и групповая диагностика. Обследование жилищно-бытовых условий, анкетирование родителей. (Проводятся педагогом-психологом и социальным педагогом.)
Развивающие занятия (проводятся социальным педагогом):
- «Будем знакомы».
- «Наши родные».
- «Это простое слово – Здравствуйте!».
- «Надо ли быть вежливым?».
- «Искусство быть здоровым».
- «Режим дня».
- «Твой труд дома».
- «Опасности, которые нас окружают».
- «Это должен знать каждый!».
- «Опасные и безопасные ситуации».
- «Как защитить себя».
- «Что такое ответственность?».
- «Твои права и обязанности».
Развивающие занятия (проводятся педагогом-психологом):
- «Мы вместе».
- «Пойми меня».
- «Ласковый мелок».
- «Кто внимательнее».
- «В стране пальчиковых игр».
- «Где спрятались сказки?».
- «Карлики и великаны».
Тренинговые занятия (проводятся педагогом-психологом):
- «Зачем человеку правила?».
- «Наши правила».
- «Алло, я вас слышу».
- Итоговое тренинговое занятие «Умные головы».
Занятия (проводятся воспитателем):
- «Знакомство».
- «Будем пальчики считать».
- «Осенние листья»
- «В домике»
- «Компот»
- «За ягодами»
- «Дружба»
- «Засолка капусты»
- «Замок»
- «Лошадки»
Интегрированные занятия (проводятся педагогом-психологом и воспитателем):
- «Полёт к звёздам».
- «Непобедимое племя друнгов».
Родительское собрание (проводится социальным педагогом и педагогом-психологом).
Открытые занятия (проводятся воспитателем, педагогом-психологом и социальным педагогом):
- «Полёт к звёздам»
- «Твой труд дома»
Индивидуальные консультации по результатам диагностики (проводятся педагогом-психологом).
Результаты реализации программы
- Улучшение физического и психического здоровья детей.
- Освоение детьми умения ориентироваться в ситуации общения, вступая в контакт и поддерживая его, уместно используя вербальные и невербальные средства общения.
- Приобретение детьми навыка самостоятельно организовывать полезную деятельность.
- Повышение учебной мотивации.
- Повышение уровня познавательной активности, ответственности.
- Компенсация возможных пробелов и повышение уровня школьной готовности, тем самым провести профилактику школьной дезадаптации.
- Повышение психологической и коммуникативной компетенции родителей