Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Психологическое сопровождение семей, осуществляющих уход за пожилыми родственниками, имеющими приобретенное слабоумие (синдром деменции, болезнь Альцгеймера)» (программа)


Автор:

Актуальность

Данная программа в своем развитии прошла несколько этапов, главными из которых являются:

1 этап. Исследование особенностей социально-психологической адаптации и совладающего поведения опекунов, осуществляющих уход за пожилыми родственниками, имеющими диагноз деменция (февраль 2012 года). В ходе исследования было установлено, что лица, ухаживающие за пожилыми родственниками испытывают трудности в адаптации к ситуации регулярного ухода и сопутствующим изменениям в социальных условиях, переживают эмоциональный дискомфорт, испытывают стресс вследствие «бремени ухода» и необходимости «подчиняться» потребностям, режиму дня и требованиям пожилого родственника.

2 этап. Содержательная разработка и реализация программы психологического сопровождения в рамках проекта «Комплексное социально-психологическое сопровождение семей, осуществляющих уход за родственниками, имеющими диагноз деменция» на базе МБУ КЦСОН «Забота», г. Череповец (февраль 2012 - июль 2013 г.).

3 этап. Корректировка, дополнение, переведение в новый формат (реализация в 2014 г.)

Цель и задачи программы

Цель – оказание психологического содействия опекунам («помощникам первичного порядка») в создании условий, способствующих адаптации к ситуации ухода за пожилым родственником, имеющим старческое слабоумие (синдром деменции, болезнь Альцгеймера и т.д.), и сопутствующим изменениям в социальных условиях, связанных с интенсивным уходом.

Задачи:

  1. Информировать семьи о специфике создания среды, безопасной для жизни семьи, проживающей совместно с пожилым родственником (либо среды, безопасной для отдельно проживающего родственника).
  2. Выявить основные психологические проблемы, препятствующие адаптации помощников первичного порядка к ситуации болезни пожилого родственника и поддерживающего ухода за ним.
  3. Оказать консультативную помощь в преодолении установленных проблем и реализации адаптационного потенциала ухаживающих.
  4. Провести психологическое просвещение: разъяснить основы поддержки пожилого родственника, сохранения его личностных качеств, когнитивных функций, способности к самообслуживанию и т.д.
  5. Осуществить психологическую поддержку членов семьи, остро переживающих болезнь пожилого родственника или тяжелую утрату.
  6. Реализовать специализированную подготовку группы социальных работников, включенных в проектную деятельность.

Содержание программы

I. Диагностический блок.

  1. Установление запроса (первичный прием): получение сведений о потребностях лиц, ухаживающих за пожилыми родственниками, имеющими приобретенное слабоумие.
  2. Сбор данных с применением диагностических методик:
    • о состоянии эмоциональной сферы опекунов, осуществляющих регулярный уход за пожилым родственником;
    • об особенностях социально-психологической адаптации и совладающего поведения помощников;
    • о доминирующих потребностях ухаживающих лиц.
  3. Выявление «факторов риска», провоцирующих вероятность возникновения «личностной деформации» и эмоционального выгорания у опекунов, оказавшихся в стрессовой ситуации, вызванной заболеванием родственника и необходимостью ухода за ним (отсутствие распределения обязанностей среди членов семьи по уходу за пожилым родственником, вынужденное неудовлетворение собственных потребностей помощником, уход с работы, «ролевые конфликты» и т.д.).
    Определение индивидуального маршрута социально-психологического сопровождения семей, осуществляющих уход за родственником, имеющим старческое слабоумие.

II. Консультативный блок.

  1. Кризисное консультирование, нацеленное на нормализацию эмоционального состояния помощника и преодоление неконструктивных, «губительных», переживаний (чувства вины, страха, обиды, отчаяния и т.д.).
  2. Проблемно-ориентированное консультирование:
    • совместная с помощником оценка степени эффективности (неэффективности) действий, предпринимаемых в процессе «адаптации» к новым условиям жизни (новый режим и распорядок дня, в соответствии с требованиями ухода за пожилым, распределение домашних обязанностей и решение «ролевых конфликтов» внутри семьи, связанных с изменением структуры «семейной поруки» и т.д.);
    • выявление «неконструктивных установок», препятствующих эффективному совладанию со стрессом в связи с ситуацией болезни пожилого родственника и необходимостью ухода за ним (также поддержка родственников в ситуации необходимости определения пожилого члена семьи в стационарное учреждение);
    • помощь опекунам в выявлении внутренних и внешних ресурсов и способов обращения к ним.

III. Просветительский блок.

  1. Информирование семей о специфике создания безопасной среды в условиях совместного проживания с пожилым родственником, имеющим диагноз деменция (распространение брошюр), разъяснение основ по взаимодействию с заболевшим родственником (раздача буклетов).
  2. Обучающий курс для помощников первичного порядка «Я и мой родственник. Вместе идем до последнего» (личные встречи, семинары-практикумы):
    • информирование о течении болезни, симптоматике и возможных личностных изменениях родственника;
    • обучение помощников способам взаимодействия с пожилым родственником в ключе личностно-ориентированного подхода;
    • обучение способам отслеживания состояния родственника, внедрение Карты наблюдения;
    • раскрытие приемов стимулирования активности пожилого родственника, направленных на замедление процесса прогрессирования болезни.
  3. Подготовка социальных работников по специализированной программе (см. приложение).

IV. Блок психологической помощи и поддержки.

  1. Реализация комплекса «Анти-стресс», состоящего из релаксационных занятий в сенсорной комнате и базового курса обучения навыкам саморегуляции.
  2. Поддержка родственников на разных стадиях переживания горя.

V. Блок оценки эффективности осуществленной деятельности.

Определение степени эффективности реализации индивидуального маршрута психологического сопровождения с помощью:

  • результатов самонаблюдения опекунов;
  • частичной повторной диагностики;
  • косвенных данных, полученных от социальных работников.

Выводы и результаты

В реализации проекта приняло участие 9 семей, в числе которых 3 помощника «первичного порядка» (из 3 разных семей) полноценно прошли программу психологического сопровождения, 2 – частично.

К результативным достижениям помощников можно отнести:

  • реализация на практике знаний о специфике взаимодействия с членом семьи, находящимся в состоянии «ухода от реальности», как следствие – готовность к предстоящим личностным изменениям родственника, поведенческим реакциям в периоды «обострения»;
  • преодоление «ролевого конфликта» (вызванного «регрессом» пожилого родственника в состояние «ребенка» и необходимостью выступать «родителем» для пожилого родителя) благодаря эффективному освоению новой роли «помощника», «поддерживающего взрослого»;
  • преодоление «неадаптивных» копинг-стратегий («активное избегание», «растерянность», «диссимуляция», «подавление эмоций», «эмоциональный срыв» и др) за счет принятия личностных изменений пожилого родственника, формирования конструктивной установки на себя (как помощника), ситуацию болезни родственника, а также устранения фактора «неопределенности»-«неизвестности» ситуации, за счет реализованной просветительской деятельности;
  • частичное/полное преодоление негативного «эмоциональныого следа» от опыта неэффективного взаимодействия с родственником в «период обострения» симптоматики болезни (патология влечений: прожорливость, гипертрофии сексуальных влечений, извращение сексуальных влечений, аутоагрессия и др.).

К объективно зарегистрированным результатам можно отнести:

  • полное/частичное преодоление состояния фрустрации потребностей вследствие длительного «бремени ухода» (за счет организации восстановительного отдыха, досуга в кругу семьи и близкого окружения, продумывания процедур по уходу за собой – посещение стоматолога, парикмахера и т.д. – в периоды посещения пожилого родственника специально обученными социальными работниками);
  • нормализация психоэмоционального состояния, регуляция сна, питания и т.д.
  • преодоление эмоционального дискомфорта.

Содержательные материалы


Ссылки
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su