Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Психодиагностическая песочница в образовательном учреждении» (долгосрочный проект)


Актуальность

Технологии песочной терапии многофункциональны. Они позволяют психологу одновременно решать задачи диагностики, коррекции, развития и терапии.

В рамках образовательного учреждения данная методика работы является инновационной и актуальной, так как позволит решить задачи полного раскрепощения при  взаимодействии психолога и ребенка, углубится в личностные проблемы последнего.

Песочная терапия может использоваться в образовательном учреждении как средство сопровождения психологического здоровья обучающихся. Это предположение и определило тему данной работы: «Психодиагностическая песочница в образовательном учреждении».

Цели и задачи

Цель работы — выявление возможностей песочной терапии как средства психологической диагностики в образовательном учреждении.

Задачи:

  1. Проанализировать литературу по вопросу применения песочной терапии в психодиагностике.
  2. Провести анализ песочных картин обучающихся начальной школы МБОУ лицей №28 им. акад. Б.А. Королёва г. Нижнего Новгорода.

Содержание работы

Процедура психодиагностики в песочнице «обставляется» следующим образом. Клиенту предлагается взять плоскую корзинку или поднос, подойти к столу или стеллажу с «коллекцией» фигурок и выбрать те, к которым тянется рука, те, которые привлекают внимание. Инструкция не ограничивает клиента выбирать только то, что нравится. Он может выбирать и «злые» фигурки, проецируя на них существующее в данный момент внутреннее напряжение. Время выбора обычно не ограничивается. Каждый выбирает в своем темпе. Бессознательное уже «ощупывает» фигурки, ища в них персоналии внутренних процессов. Если ребенок берет всё подряд и в неограниченном количестве — это также диагностично. По-видимому, он в данный момент имеет высокий уровень внутреннего напряжения, и сейчас ему важно его «проработать». Кроме того, можно сразу взять на заметку: «С этим человеком необходимо проработать Чувство Меры».

Специалист в таинстве выбора не участвует. Он как будто «растворяется», но обращает внимание на то, что и как выбирает клиент.

Далее клиент приглашается к ящику с песком и ему дается «сказочная» инструкция: «Представь себе, что ты — Волшебник (Волшебница). Он долго путешествовал. Он искал место, где еще никто не жил, где не ступала нога человека. И, наконец, он пришел в пустыню. И задумал Волшебник превратить её в сказочную страну и населить её разными существами.…Преврати пустыню в тот мир, какой ты захочешь». Когда процесс завершен, необходимо провести обсуждение (Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по песочной терапии).

Варианты двух песочных картин учащихся МБОУ лицей №28 им. акад. Б.А. Королёва с интерпретацией представлены в разделе «Дополнительные материалы».

Работая с психодиагностической песочницей, нужно опасаться преждевременных выводов и поверхностных интерпретаций. Мы имеем дело с внутренними процессами человека. Не всегда они могут быть объяснены и проинтерпретированы.

Выводы

Таким образом, цель работы по выявление возможностей песочной терапии как средства психодиагностики в образовательном учреждении была достигнута.  Действительно, средства песочной терапии, являются эффективным методом взаимодействия психолога с  младшими школьниками и не только.

Анализ результатов проведенной работы позволяет говорить об эффективности применения данной технологии. Через песочную картину возможно увидеть бессознательное ребенка, его истинные чувства.

Итак, своей ближайшей задачей считаю применение технологии песочной терапии в  аспекте психокоррекции и психотерапии.


Содержательные материалы
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su