Номинация «Проект года в психологическом образовании»
Все проекты номинации >
Реферат проекта

«Азбука психологии» (учебное пособие)

Авторы:

В настоящее время в Россию ежегодно приезжают на учебу иностранные студенты из разных стран мира. Для оптимизации процесса обучения студентов из разных стран возрастает потребность в создании новых учебных пособий, рассчитанных на иностранных студентов. Существующие учебные пособия и учебники по психологии не рассчитаны на студентов-иностранцев.

Все иностранные студенты, приезжающие в Россию, должны пройти обучение на подготовительных отделениях, где они изучают русский язык и основы своей будущей специальности. В программу обучения студентов-иностранцев, выбравших психологию в качестве своей будущей профессии, на подготовительном отделении входит курс «Основы психологических знаний». В рамках этого курса студенты должны усвоить основные психологические понятия и овладеть навыками использования системы категорий и методов необходимых для решения типовых задач в различных сферах профессиональной деятельности. На подготовительном отделении и первом курсе студенты-иностранцы сталкиваются с трудностями в освоении психологии, связанными с недостаточным владением русским языком.

Учебное пособие «Азбука психологии» рассчитано на работу в аудитории, состоящую из смешанных групп русскоговорящих и иностранных студентов, обучающихся по единым требованиям Государственного стандарта, по единой программе. Пособию присвоен гриф УМО по классическому университетскому образованию.

Это первое учебное пособие по психологии для студентов-иностранцев. В данном учебном пособии обобщен опыт многолетней работы с иностранными студентами, изучающими психологию.

В пособии представлены вопросы и задания по каждой теме, а также основные термины и список литературы. Несомненным достоинством данного учебного пособия является наличие словаря, который содержит основные понятия на нескольких иностранных языках. Такой словарь должен оказать помощь в формировании языковой компетенции, учитывая ограниченный словарный запас иностранных студентов на подготовительном факультете и первом – втором курсах, когда читается курс лекций по психологии для студентов не психологов.

Задания, представленные в пособии, содержат практические упражнения, направленные на контроль понимания и усвоения материала лекций и практических занятий. В приложение вынесены методики по разным темам, которые могут выполнять как сами студенты самостоятельно при подготовке к занятиям, так и в группе на семинарских занятиях.

По каждой теме в пособии представлены:

  • краткий план лекции, с помощью которого студентам легче сориентироваться в содержании лекции, уточнить или восстановить логику лекционного материала;
  • перечень основных терминов по каждой теме, который содержит понятия в виде краткого и развёрнутого определения; в случае необходимости в определение термина включены этимология понятия, примеры-образцы; некоторые вводимые термины иллюстрируются фотографиями, рисунками, схематическими изображениями;
  • вопросы для обсуждения, которые помогают предварительно подготовиться к обсуждению тематического материала на семинарских занятиях и включают в себя либо вопросы для проверки понимания и усвоения темы, либо вопросы на размышление, а также вопросы, тесно связанные с практическим применением знаний в повседневной жизни, учёбе;
  • учебные задания на применение и закрепление полученных теоретических знаний для анализа психических явлений и психологических фактов, определённых психологических ситуаций (аналогичные задания будут включены и в контрольные работы);
  • практикум, содержащий задания практического плана с целью иллюстрации теоретических положений на практике, формирования учебных навыков и умений, знакомства с некоторыми методами и методиками психологических исследований и способами обработки и интерпретации данных (обсуждение результатов и выводы, как правило, будут даваться на семинарах под руководством преподавателя);
  • задания для самостоятельной работы; они представляют собой дополнительные задания для более глубокого усвоения темы, развития учебных навыков и способности применять психологические знания на практике. Ряд заданий носит развивающий и творческий характер. К заданиям для самостоятельной работы относятся:
    • просмотр видеоматериалов с последующим анализом и написанием эссе,
    • небольшие сочинения-рассуждения,
    • подготовка тематических сообщений,
    • практические упражнения,
    • проведение исследования,
    • поиск примеров, иллюстрирующих изучаемый материал и т.п.;
  • список литературы, рекомендуемой в качестве основной литературы по всему курсу, а также дополнительной – для подготовки докладов на семинарских занятиях, а, следовательно, углублённого изучения каждой представленной темы.

К каждому разделу даны приложения, которые содержат ключи-ответы на некоторые задания, представленные в основной части; тесты для проведения практикума; тексты для самостоятельной работы; рекомендации для подготовки тематических сообщений на семинарах. В конце учебного пособия представлен список литературы по всему курсу, а также указаны источники, использованные при подготовке пособия.

Пособие содержит словарь терминов и понятий с переводом на английский, французский, испанский, китайский, арабский языки.

Таким образом, данное учебное пособие является попыткой в максимальной степени учесть присутствие иностранных студентов в смешанной группе. Оно также может использоваться и русскоговорящими студентами для подготовки к семинарским занятиям и контрольным работам.

Содержательные материалы

Рекомендации (или диплом о присвоении автору ученой степени)

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе