- Удова Ольга Владимировна
кандидат психологических наук, доцент, ФГБОУ ВО "Иркутский государственный университет"", (Иркутск)
- Коломиец Елена Викторовна
педагог-психолог, НДОУ "Детский сад № 220 ОАО "РЖД", (Иркутск)
Взаимодействие педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников: учебно-методическое пособие. Авт.-сост. Удова О.В., Коломиец Е.В. – Иркутск: ФГБОУ ВПО «ВСГАО», 2013. – 156 стр.
ISBN 978-5-85827-858-0
Рецензенты: Е.Б. Ковалева, канд. психол. наук, доцент заведующий кафедрой психологии ОГАОУ ДПО «Иркутский институт повышения квалификации работников образования»; С.С. Смирнова, педагог-психолог МДОУ Детский сад №10 г. Иркутска.
В настоящее время проблема взаимодействия субъектов образовательного процесса является актуальной. Особое внимание в сфере дошкольного образования уделяется сотрудничеству педагогов с родителями. Связано это с тем, что, с одной стороны, без участия родителей в образовательном процессе невозможно осуществлять эффективное развитие ребенка, с другой стороны, сами родители нуждаются в психолого-педагогической помощи и поддержке со стороны специалистов. Оказать квалифицированную помощь родителям и педагогам в организации взаимодействия ДОУ с семьей призван педагог-психолог. Педагог-психолог изучает особенности семейного воспитания, трудности взаимоотношений детей и родителей, помогает педагогам определить причины сложностей взаимодействия с семьями воспитанников.
Учебно-методическое пособие «Взаимодействие педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников» предназначено для студентов, обучающихся по направлению «Психолого-педагогическое образование», начинающих педагогов-психологов. Содержание пособия может быть интересно и психологам со стажем, систематизированным в нем материалом для проведения диагностической и коррекционно-развивающей работы с родителями детей дошкольного возраста. В нем обобщены теоретико-методологические позиции и опыт организации взаимодействия педагога-психолога с родителями в дошкольном образовательном учреждении.
В первой главе учебно-методического пособия раскрывается понятие «взаимодействие» и дается содержательная характеристика. Представлены основы взаимодействия педагога-психолога с родителями в современных условиях: анализ документов, регламентирующих работу с семьей, направлений и моделей деятельности, позиций педагога-психолога в образовательном учреждении. Особое внимание уделяется моделям взаимодействия педагога-психолога с родителями. Приводится типология родителей и тактика общения со значимыми для детей взрослыми. Рассматриваются особенности родительского отношения к детям дошкольного возраста, ответные поведенческие реакции ребенка, изучению которых посвящает рабочее время педагог-психолог. Планирование работы педагога-психолога с семьями воспитанников раскрывает цели и задачи каждого этапа работы, формы взаимодействия.
Вторая глава содержит практический материал для реализации взаимодействия педагога-психолога с родителями воспитанников. Приведены анкеты, тесты, опросники для изучения особенностей семейного воспитания и индивидуальных особенностей ребенка, детско-родительских отношений. Материал структурирован по возрастному принципу: для родителей детей раннего возраста, младшего, среднего дошкольного возраста и будущих первоклассников. Представлены авторские модификации разработок для коррекционно-развивающей и профилактической работы с родителями: консультации, тренинги, практикумы, круглый стол. Одним из примеров актуальных форм взаимодействия с родителями является программа родительского клуба, приведенная в одном из параграфов пособия.
В учебно-методическом пособии систематизирован многолетний опыт практической деятельности авторов в дошкольных образовательных учреждениях города Иркутска.
В рецензиях, полученных на печатное издание, отмечается актуальность, практико-ориентированная направленность, содержательная наполненность и практическая целесообразность учебно-методического пособия.