«Психолого-педагогическое сопровождение адаптации обучающихся 5 класса к условиям средней школы. Опыт работы МБОУ СОШ №5 “Обыкновенное чудо”» (образовательная программа.)
Актуальность, научная и практическая значимость.
Данный проект является системным. Он состоит из нескольких парциальных проектов, в реализации которых участвует психолого-педагогическая команда школы. Результативность проекта доказана практическими данными его реализации. Системный проект в том виде, в котором он представлен на конкурс, разрабатывался в течение 10 лет и постоянно наполнялся.
Трудности переходного периода прямо или косвенно влияют на эффективность обучения и воспитания, а также на психическое и соматическое здоровье школьников. Процент успеваемости, особенно качество знаний, у обучающихся 5 класса снижается. Это отмечают как ученые, так и практики: педагоги и психологи. Пятиклассники часто испытывают психологический дискомфорт, который нередко приводит к школьной дезадаптации.
Все выше обозначенные трудности указывают на необходимость психолого-педагогического сопровождения адаптации обучающихся 5 класса к новым условиям обучения и качественно новому уровню общения и взаимодействия.
Обучение младших школьников в СОШ №5 «Обыкновенное чудо» проводится в школе продленного дня. Ученики выполняют домашнее задание в школе во время самоподготовки. У них есть возможность консультироваться с воспитателем группы продленного дня и одноклассниками. Данная форма обучения является дополнительным фактором, осложняющим процесс адаптации к основному звену школы.
В связи с этим психолого-педагогическое сопровождение адаптации учащихся нашей школы начинается еще во время их обучения в 4-м классе, затем продолжается в летнем спортивно-оздоровительном школьном лагере «Солнцеворот», и большая его часть реализуется непосредственно в 5-м классе.
Обеспечение успешной адаптации ребенка при переходе в среднее звено школы предполагает последовательную и взаимосвязанную работу педагогов, психологов и администрации школы.
Новизна концепции данного проекта заключается в системном подходе психолого-педагогического сопровождения и в командном стиле работы. Мы видим необходимость учета возникшего в последние годы риска. Кризис подросткового возраста начинается уже во время обучения учащихся в 4-м классе. На наш взгляд, это еще один из факторов, осложняющий процесс адаптации выпускников начальной школы к условиям обучения в 5-м классе.
Цели и задачи.
Цель проекта — создание благоприятных условий для успешного обучения выпускников начальной школы в среднем звене. В данной деятельности можно выделить два взаимосвязанных этапа. Первый этап — формирование готовности к обучению в новой социально-педагогической ситуации. Второй этап — создание условий для успешной социально-психологической адаптации к новой социальной ситуации.
Этап формирования готовности, по своим задачам и по формам работы с детьми, преимущественно педагогический. Конечно, он предполагает разнообразную и важную работу психолога. И все же главное условие — в создании педагогической преемственности программ и организации учебного процесса в начальной и средней школе.
Этап социально-психологической адаптации, наоборот, в большей степени обеспечивается психологическими (по решаемым задачам и форме проведения) программами и мероприятиями. Главное — в создании в рамках образовательной среды психологических условий успешной адаптации.
Реализация предлагаемой системы работы возможна при выполнении ряда управленческих условий: понимании администрацией школы необходимости серьезной работы по организации преемственности, методического сотрудничества между педагогами начального и среднего звена.
Задачи:
- Объединение парциальных проектов, способствующих успешной адаптации учащихся при переходе в среднюю школу, в один системный проект.
- Проведение промежуточных и итоговых диагностик в ходе реализации проекта.
- Анализ промежуточных и конечных результатов в количественных и качественных показателях.
Структура системного проекта:
- Изучение и анализ методологической и методической информации по вопросу адаптации младших школьников к условиям средней школы.
- Реализация проекта «Развитие самостоятельности у учащихся 4 класса в выполнении домашнего задания».
- Реализация проекта «Участие выпускников начальной школы в школьном спортивно-оздоровительном лагере «Солнцеворот »
- Реализация проекта «Послеурочный клуб обучающихся пятого класса»
- Реализация проекта «Социально-психологические тренинги с учащимися пятого класса»
- Реализация проекта «Интегрированный психолого-педагогический курс «Моя профессия — школьник»»
- Реализация проекта «Дорога длинною в год»
Этапы проекта представлены в дополнительных материалах, в таблице программных мероприятий.
Промежуточная и итоговая диагностика представлена в дополнительных материалах в таблице диагностических мероприятий и слайдовой презентации.
Результаты реализации проекта.
Полученные результаты показывают, что ожидаемого снижения качества знаний у учащихся при переходе из начальной школы в 5-й класс не наблюдается. Можно сказать, что почти стабильно сохраняется количество отличников и ударников. Показатели процента качества знаний наблюдаются везде больше 65%, а это в целом выше, чем показатели по городу и республике. Динамика развития интеллектуальных способностей, влияющих на обучение, является положительной.
Представленный анализ результатов диагностики (Комплексное обеспечение психологической практики. Методическое руководство Л.А.Ясюковой. Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах. Иматон) по пяти субтестам: общая осведомленность, интуитивное понятийное мышление, понятийное логическое мышление, понятийная категоризация, абстрактное мышление, которые, на наш взгляд, качественно отображают картину развития понятийного мышления, показывает, что у обучающихся 5 классов к концу учебного года не выявлен «слабый» уровень развития. На всех диаграммах наблюдается динамика в положительную сторону, т.е. результаты на «хорошем и высоком» уровнях развития.
По данным анкеты Н. Г. Лускановой (модифицированная Е. И. Даниловой для средней школы) — дезадаптация у обучающихся 5 класса практически не наблюдается. Полученные результаты на диаграммах наглядно иллюстрируют достаточно высокий процент (76%, 95%, 90%) хорошего уровня школьной мотивации и адаптации.
Вывод.
Таким образом, системное психолого-педагогическое сопровождение адаптации обучающихся 5 класса к новым условиям обучения и качественно новому уровню общения позволяет сохранить уровень обученности (качества знаний) учащихся при переходе из 4-го в 5-й класс и на момент окончания 5-го класса; поддерживать высокий уровень школьной мотивации; создавать условия психологического комфорта для обучающихся.
Цель, поставленная в системном проекте, достигнута, задачи реализованы.
Данный проект рекомендован к ежегодному использованию в 4 и 5 классах школы.