«Комплект авторских настольно-печатных игр для работы с замещающими семьями, семьями трудной жизненной ситуации и специалистами, работающими с данной категорией населения» ( )
Актуальность, новизна и значимость
Обучение и просветительская работа со взрослыми — непростая задача для специалистов. Взрослый слушатель — особый взрослый, имеющий ряд особенностей, отличающих его от обычного ученика или студента. Данные слушатели имеют представление о процессе обучения, ориентируются во многих дисциплинах и вопросах, которые озвучивают специалисты.
А значит, необходимо подобрать такой универсальный метод обучения, который мог бы заинтересовать взрослого и незаметно решать обучающие задачи.
Как показывает практика, одними из эффективных методов работы со взрослыми являются игра и игровые технологии.
В качестве игровой технологии в работе со взрослыми нами была выбрана настольная игра — в силу её уникальности, неповторимости, мобильности.
Практика работы со взрослыми слушателями: кандидатами в замещающие родители, замещающими родителями, родителями в трудной жизненной ситуации — по нашим технологиям показывает, что наши игры мотивируют, повышают интерес к занятиям. Посредством игры можно смоделировать ситуацию, действовать в ней и посмотреть, что из этого получится, а в реальности исправить и скорректировать свои действия. Наши игры позволяет гармонично сочетать эмоциональное и логическое усвоение материала, активизируя полученные на различных занятиях знания, повышает их прочность — это во многом отвечают запросам специалистов.
Каждая игра данного комплекта — это целый методический инструментарий с наглядным, раздаточным и демонстрационным материалом. Каждая игра, помимо игровых полей и игровых элементов (кубик, фишки, игровые карточки с заданиями), содержит методическое пособие по использованию специалистами данной игры, дополнительные раздаточные материалы для участников.
Целью создания данного Комплекта настольно-печатных игр является: оказание помощи специалистам, работающим с замещающими семьями и семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации; повышение уровня психолого-педагогической компетентности потенциальных замещающих родителей, приемных родителей, усыновителей, опекунов в вопросах воспитания, обучения, и развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Специалистами сопровождения приемной семьи и семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации осуществляется несколько направлений работы, для каждого направления были разработаны уникальные авторские настольные игры (см. приложение 1).
Составляющие «Комплекта»
В «Комплект» входят 5 игр:
- «100 шагов к принятию ребенка в семью»
- «Я — родитель»
- «7 граней успешного родительства»
- «Я — мама»
- «Душа профессии»
Каждая игра содержат определённый набор карточек с вопросами и ситуациями по различным тематикам.
Представленные в играх карточки-задания содержат как теоретические вопросы, так и практические советы-рекомендации по формам и методам воспитания, обучения, осознания себя, а также подготовке родителей и детей к вхождению в принимающую семью. Часть заданий раскрывает психолого-педагогические аспекты детско-родительских отношений в семье и пути преодоления трудностей этих взаимоотношений.
Первая авторская настольно-печатная игра для работы с замещающими семьями — «100 шагов к принятию ребенка в семью» была разработана в 2008 году. А в 2013 году данный комплект игр был полностью сформирован и дополнен:
- выпуском методического пособия по использованию данных технологий в работе специалистов «Инновационные игровые технологии (настольные игры) в работе с замещающими семьями;
- созданием интернет ресурса по данным технологиям: www.igranastolnaya.ru
Настольно-печатная игры «7 граней успешного родительства» опубликована в журнале «Школьный психолог» № 5/2013
Результаты использования данных технологий
-
Для специалистов:
- Игры являются дополнительным инструментария в работе специалиста.
- Позволяют проверить, уточнить в неординарной форме знания родителей для формулирования и планирования последующей работы с данными клиентами.
- Позволяют отметить «трудные», «упущенные» моменты в проводимой работе с данными категориями населения и восполнить пробелы.
-
Для родителей:
- У родителей снимается напряжение.
- Игры позволяют проявлять способности, самостоятельность в выборе решения, ответа и хода.
- Игры помогают вырабатывать способы сотрудничества, способствуют установлению доверительного общения.
- Игры формируют самоконтроль.
- Корректируют психологические негативные проявления.
- Позволяют проиграть и отреагировать различные трудные жизненные ситуации.
-
Дают возможность:
- высказаться, решить в группе волнующие вопросы, получить поддержку, найти единомышленников и помощников;
- узнать о типичных родительских ошибках, ожиданиях и разочарованиях;
Выводы
Таким образом, представленный «Комплект авторских настольно-печатных игр»
- уникален — единственный в своем роде;
- интересен — прежде всего потому, что это комплект игр;
- психологичен — содержит много моментов, касающихся личности и взаимоотношений,
- динамичен — присутствует постоянная смена ситуаций;
- методичен — в процессе игры родители получают рекомендации, советы;
- мобилен — его можно использовать как стационарно, так и на выезде.
- Статья «Настольная игра “Я-мама” как технология работы с молодыми мамами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации» в «Психологической газете»
- Статья «Игры в работе с родителями и специалистами» в «Психологической газете»