«Психопрофилактика: "Игры в прятки", "Игры с тканью" в психолого-педагогическом сопровождении детей раннего и дошкольного возраста» (методические материалы)
Воспоминания детства привели к идее создания данного проекта.
Для детей 60–70 годов прошлого века естественным и любопытным делом были игры в «Прятки», дети использовали платочки, накидки на подушки, бабушкины и мамины шарфики, в отдельных случаях палочки и ветки для декорирования построек.
Современные дети чаще всего играют в совершенно другие прятки: обычно ребенок прячет от других детей в семье или в группе детского дорогую по стоимости игрушку чтобы никто не забрал или не сломал ее. У дошкольников появляется страх встречи с родителями, которые могут выразить негодование тем, то игрушка пришла в негодность , «прорастает» конфликтность и отрицание включения другого ребенка в совместную игру.
Психолого-педагогические наблюдения прописанные в научных исследованиях констатируют смещение ценности игры к ценности игрового предмета. Игра характеризуется наличием обособленности, манипуляции.
Потребность в систематизации игр в «Прятки» с использованием ткани возникла на основе соединения своих впечатления детства об играх в «Прятки» и профессиональных наблюдений проблем , с которыми сталкиваются дети в детском саду в период адаптации , а также изучения подходов психолого-педагогических исследований Захарова А.И., Смирновой Е.О., Гударевой О.В., Кошелевой А.Д.) к данному виду игр.
Подобранные игры включены в психопрофилактическое направление деятельности педагога-психолога, работающего в детском саду.
С детьми от 1–3 лет в играх принимают участие родители и педагоги, с детьми 3-7 лет принимают участие дети и педагоги, в рамках возможной коррекции приглашаются в игры родители вместе с детьми.
Актуальность и значимость использования игр в «Прятки» велика и многогранна в практической деятельности педагога-психолога.
С рождения младенец начинает осваивать механизмы исследования неведомого, проявляя внимание к новому.
Накопленные открытия, в свою очередь, помогут малышу создать собственную более целостную картину окружающего мира. В подобных играх тренируются умственные способности, малыш легче адаптируется к общественной жизни. Когда на короткое время прячется мама, малыш постепенно привыкает к мысли, что если мамочка и исчезает, то это ненадолго и она обязательно появится снова.
Желание малыша спрятаться — его возможность быть защищенным. Дети часто прячутся от незнакомых им людей, задвигаясь за родителей или опуская глаза. В то же самое время желание скрыться в прятках сочетается с огромным желанием быть найденным близкими ему людьми. Это придает ребенку уверенность в том, что он нужен своим родителям, которые его не оставят и обязательно найдут, что он значим для воспитателя группы и сверстников в детском саду.
Систематизация методических материалов по использованию игр в «Прятки», «Игр с тканью» имеет практическое предназначение для педагогов-психологов, воспитателей и родителей. Использование игр в «Прятки» способствует изменению отношения к развитию собственного ребенка, повышает психолого-педагогическую компетенцию специалистов детского сада в обогащении образовательной среды и создании условий эмоционального благополучия для дошкольника.
Игры в «Прятки», «Игры с тканью» использовались в начале практической деятельности, как фрагмент коррекционной работы психолога.
С сентября по ноябрь 2012 года игровое содержание систематизировано в рамках профилактической деятельности в период адаптации детей к дошкольному учреждению.
Цели и задачи.
Цель: создание условий, способствующих активизации ресурсов эмоционального благополучия детей раннего и дошкольного возраста в период адаптации, социализации детей в новой группе детского сада.
Задачи:
- Формировать положительные коммуникативные действия у детей во время знакомства с новой группой и новыми детьми в группе, с новыми взрослыми из детского сада и другими родителями, способствующие снижению компонентов социальной робости
- Способствовать преодолению привязанности к матери у детей раннего возраста при изменении ситуации принятия новой группы детского сада
- Развивать мелкую и крупную моторику
- Активизировать развитие речи в соответствии с индивидуальным профилем развития ребенка
- Расширять представления у детей об окружающих предметах, игровом материале
- Развивать познавательные психические процессы: восприятие, память внимание, мышление, воображение
- Способствовать снижению эмоциональной тревожности, страха темноты.
- Способствовать развитию эмпатии, самооценки позитивной ситуации в поведении детей.
Подбор цели к игре зависит от решаемой проблемы, присутствующей как у отдельного ребенка, так и в подгруппе, группе в целом. Учитываются правила подбора ткани по цвету, фактуре, большое внимание уделяется использованию платков.
Содержание проекта.
Методической основой игр в «Прятки», «Игр с тканью» являются народные подвижные игры, некоторые игры технологии Марии Монтессори, игры с предметами, элементы психотерапевтических игр, театрализованные игры, пальчиковые игры, коммуникативные игры, имитационные игры, дыхательные упражнения.
Этапы психолого-профилактической деятельности.
Игры, рассматриваемые в проекте, проводятся с детьми от 1 года до 7 лет с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития и адаптации.
Этапы организации психопрофилактических игр в «Прятки», «Игр с тканью» для детей от 1 года до 3 лет.
I этап. Игровое взаимодействие ребёнок, родители, педагог-психолог.
II этап. Игровое взаимодействие, расширяющее эмоциональную и коммуникативную отзывчивость ребёнка и родителей с другими взрослыми: воспитателями, узкими специалистами (музыкальным руководителем, воспитателем по физкультуре), детьми группы раннего возраста детского сада
III этап. Игровое взаимодействие в группе с детьми раннего возраста и воспитателя без присутствия родителей
Этапы организации психопрофилактических игр в «Прятки», «Игр с тканью» для детей от 3 до 7 лет.
I этап. Организация игр с элементами театрализации.
II этап. Организация подвижных игр с основой «Прятки» с применением дополнительного атрибута платочка, мерного лоскута прозрачной и шелковой ткани.
Игровая деятельность продолжается 10–15 минут для детей раннего возраста, 20–25 минут для детей 3–7 лет.
Выводы.
Систематизация игр в «Прятки», «Игр с тканью» способствовала обогащению методической базы психолого-педагогической деятельности в детском саду.
Воспитатели и специалисты дошкольного учреждения в педагогической деятельности стали более активно использовать предложенные игры. В музее «Забавушка» собрана коллекция платков, воспитатели групп подробно и доступно для детей представили информацию о истории платка.
Повысилась психолого-педагогическая компетенция у родителей о игровых способах взаимодействия с детьми, активность самостоятельно организовывать игровое пространство в семье.
Работа по данной теме расширила границы использования игровых методов при прохождении практики студентами психологических факультетов.
У детей раннего возраста наблюдается снижение тревожности при расставании с родителями в детском саду.
У детей старшего дошкольного возраста отмечается интерес и потребность к участию дошкольников в коллективных играх.
У детей при снижении порога эмоционального дискомфорта наблюдается активное развитие коммуникации, познания, творчества.
Перспективой развития проекта является возможность углубления теоретического изучения вопроса и расширение содержания игр в соответствии с видовой классификацией.