«Информационная гигиена» (профилактическая психолого-педагогическая программа)
Организация: МАОУ Лицей № 7, города Томска
Психологическая кафедра Лицея № 7 города Томска разработала и апробировала программу «Информационная гигиена».
Актуальность разработки программы заключается в необходимости урегулирования влияния информации на психическое благополучие обучающихся, в связи с переходом на цифровой формат не только процесса обучения, но и многих сфер жизни.
Цель программы – повышение грамотности в области информационной гигиены всех участников образовательной среды и формирование навыков безопасного поведения в информационном пространстве.
Задачи программы:
- развитие у учащихся способности распознавать и противостоять негативной информации в Интернет-пространстве и СМИ;
- просвещение родителей способам передачи информации и взаимодействия с детьми в сфере информационной безопасности;
- просвещение педагогов в сфере информационной безопасности, для использования полученных знаний в своей педагогической и воспитательной деятельности.
Новизна программы заключается в том, что она адаптирована для учащихся всех возрастных групп школьников и для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ТНР, ЗПР). Ориентировано на всех участников образовательного процесса. И в 2023/2024 году проходит апробацию в других общеобразовательных учреждениях города Томска, в рамках Лаборатории «Информационная безопасность», при согласовании с информационно-методическим центром города Томска по распоряжению департамента образования города Томска № 934р от 20.09.2023г.
Реализация программы включает работу с обучающимися, законными представителями, педагогами.
Занятия с обучающимися проводятся раз в месяц, для каждого класса (9 занятий в год). Всего, в Лицее №7, 75 общеобразовательных класса, 6 – коррекционных классов.
Для организации работы с родителями используются следующие формы: диагностика законных представителей, родительские собрания, дискуссионные клубы, общешкольные открытые мероприятия (акция «День без Интернета») и т.п.
Основными задачами по взаимодействию с педагогами, являются: повышение компетенции педагогов по вопросам информационной безопасности в рамках просветительской работы на семинарах.
Оценка эффективности реализации программы осуществлялась посредством входной и итоговой диагностики обучающихся, педагогов и законных представителей, до реализации программы и после двух лет ее реализации.
Итоговая диагностика реализации программы показала следующие результаты: повышение уровня цифровой грамотности всех участников образовательного процесса; формирование у обучающихся ценностных, морально-нравственных понятий; увеличение числа родителей (законных представителей), проинформированных о существующих возможностях защиты детей от неблагоприятного контента; сокращение числа детей, пострадавших от травли в сети «Интернет».