- Филипповская Ольга Владимировна
на пенсии, (Москва)
- Иванова Елена Леонидовна
заместитель директора Центра синергийной антропологии Института образования, Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", (Москва)
Организация: Ассоциация понимающей психотерапии
Монография Ф.Е. Василюка – выдающегося психолога, психотерапевта, автора теории переживания и оригинального психотерапевтического подхода «понимающая психотерапия» – включает в себя исследования, которые велись им на протяжении нескольких десятилетий.
Основу монографии составляет текст одноименной докторской диссертации автора. Этот масштабный труд содержит методологическую, теоретическую, методическую и дидактическую части.
Одной из уникальных особенностей созданной Ф.Е. Василюком психотерапевтической системы стала реализация предпринятой им «попытки исполнения исторического задания отечественной психологической традиции, и прежде всего той ее ветви, которую именуют линией “Л.С. Выготский – А.Н. Леонтьев”, а на Западе довольно точно называют культурно-деятельностной психологией».
Первая часть работы посвящена описанию историко-методологических координат системы понимающей психотерапии.
Задача второй части – построение ее общепсихологического каркаса.
В третьем разделе изложена собственно психотерапевтическая теория, которая, по мысли автора, призвана соединить общепсихологическую, методическую и дидактическую части, обеспечивая при этом возможность обратного обогащающего движения исследовательской мысли от эмпирии к теоретическим основаниям.
Назовем некоторые базовые понятия теории понимающей психотерапии: жизненный мир, критическая ситуация, переживание и сопереживание как деятельность соответственно пациента и терапевта, порождаемый в процессе терапии позитивный смысл и понимание как общий методический принцип.
Четвертая часть представляет собой подробное описание психотерапевтической техники, включающей отдельные базовые приемы и целостные авторские методики.
Помимо этого в рамках своего подхода Ф.Е. Василюком была детально разработана и многократно опробована дидактическая сторона обучения, основные принципы и формы которого изложены в Приложении.
* * *
Подготовка на материале докторской большой основополагающей монографии являлось заветной мечтой Ф.Е. Василюка, которой, однако, не суждено было осуществиться при его жизни. Это стало моей (О.В. Филипповской), как его жены, целью и целью его учеников и единомышленников. Вместе с давней коллегой Е.Л. Ивановой мы разработали общую концепцию издания, включив в него кроме текста самой диссертации несколько более поздних статей автора, развивающих его ключевые идеи.
Книгу предваряет предисловие профессора А.Г. Асмолова, а завершает послесловие российского и американского ученого, профессора В.Я. Дубровского. Знаменательно, что каждый из них в свое время являлся научным руководителем студента Василюка и сыграл важную роль в его дальнейшей творческой судьбе, которая также освещена в биографическом очерке, венчающем издание.
В заключение хочется отдельно отметить ясный живой авторский стиль письма и наличие ярких примеров из терапевтической практики и художественной литературы.