Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Книга года по психологии»
Реферат проекта

«Личностные ресурсы спортсменов: структура, содержание, психологические условия их реализации в детско-юношеском спорте» (монография)


Организация: Московский государственный университет спорта и туризма

Актуальность

Высокие достижения в современном спорте, в отличие от физической культуры и так называемого массового спорта, достигаются путем больших физических и психических напряжений, на фоне постоянной тренировочной работы с большим объемом и высокой интенсивностью общих и специальных упражнений.

Безусловно, стремление заниматься двигательной деятельностью, проверить свой физический и психический потенциал включается в мотив деятельности и сторонника физической культуры, и спортсмена высокого класса. Но ведущий мотив у последнего – достижение успеха, который социально обусловлен и осознается как выполнение общественной задачи.

В спорте высших достижений, в отличие от физической культуры и массового спорта, стремление к физическим движениям, двигательной активности как бы отступает на второй план. Именно от содержательных характеристик личности спортсмена зависит успешность его выступлений на соревнованиях и уровень подготовки к ним. Но отсутствие представления о роли личности в общей профессиональной «картине видения» у специалистов приводит к тому, что упор при подготовке спортсменов делается на эффективность функционирования соматических проявлений, а не на формирование необходимых личностных качеств. Этим и определяются порой срывы в выступлениях на соревнованиях.

Акцент современных исследований смещается в сторону личности человека-спортсмена как высшей инстанции управления не только психическими процессами, но и психофизиологическими функциями и, следовательно, раскрытие структуры личности, ее направленность составляет основное содержание современной науки о двигательной активности человека в рамках спортивной деятельности.

Новизна

Одним из перспективных подходов к исследованиям в области психологии спорта является ресурсный подход. Успешность спортсмена, его способность достигать высоких результатов обусловливается, как известно, не только свойственным ему психическим состоянием и качествами, проявляемыми в данный момент, но и актуализацией его ресурсов, имеющегося потенциала. Проблема может состоять в том, что спортсмен порой не знает о своих ресурсах, не может соотнести их с ресурсами других спортсменов, или не владеет приемами и методами их накопления и последующей актуализации.  Пусковым механизмом актуализации личностных ресурсов является взаимодействие человека с жизненной средой, которое чревато стрессами, противоречиями, неблагоприятными обстоятельствами. Их преодоление с помощью имеющихся, накопленных ресурсов и создает, на наш взгляд, основу для самореализации личности. Соответственно, личностный ресурс, накапливаемый и реализуемый в одних обстоятельствах, может впоследствии способствовать самореализации личности в других жизненных ситуациях.

Значимость

Психологические ресурсы личности стабильно привлекают внимание многих исследователей. Характеризуя жизненный путь личности, С.Л. Рубинштейн в своей работе «Человек и мир» указывает на «внутренние возможности и потенции человека», его «внутренние силы», способность «выходить за пределы» самого себя, указывая тем самым на заложенные в каждом человеке ресурсы и необходимость им реализации. Применительно к сфере спортивной деятельности, можно предположить, что спортсмен может быть эффективным в спорте, так как верит в имеющиеся у него ресурсы. Б.Г. Ананьев, развивая идеи С.Л. Рубинштейна, в качестве важнейшей задачи наук о человеке назвал «изучение сложной совокупности актуальных и потенциальных характеристик человека как субъекта деятельности». Он указывал на возможность построения обобщенной модели личностных ресурсов.

Исследование личностных ресурсов не носит еще системного характера, хотя выявление их типов, функций, механизмов действия имеет несомненно научный и практический интерес. В контексте заявленной темы исследования представляет интерес определение, предложенное С.А. Калашниковой, согласно которой личностные ресурсы рассматриваются как «система способностей человека к устранению противоречий с жизненной средой, преодоления неблагоприятных жизненных обстоятельств посредством трансформации ценностно-смыслового измерения личности, задающего ее направленность и создающего основу для самореализации» (Калашникова, С.А. Личностные ресурсы и психологическое здоровье человека: соотношение содержания понятий // Гуманитарный вектор. 2011. №2 (26). – С. 185-189.)

Формирование, актуализацию и активизацию психологических ресурсов можно считать одной из центральных проблем психологического сопровождения личности в детско-юношеском спорте, способствующего успешной самореализации спортсмена.

Способность спортсмена к использованию своих ресурсов, их сознательной актуализации и реализации не является врожденной. Необходима специальная психологическая работа с ним для того, чтобы он мог осознать свои ресурсы, научился их накапливать и актуализировать в нужный момент.

Основное содержание

Монография посвящена проблеме психологической подготовки юных спортсменов, реализации их личностных ресурсов в спортивной деятельности. Представлены результаты многолетних психологических исследований личностных ресурсов спортсменов с разными спортивными достижениями и разной спортивной квалификации. Раскрыто содержание психофизиологических, мотивационно-ценностных, эмоционально-волевых и самооценочных ресурсов личности спортсменов. Выявлены психологические условия реализации личностных ресурсов юных спортсменов в тренировочной и соревновательной деятельности. Представлены авторские методические разработки, получившие экспериментальное подтверждение своей эффективности.

Результаты

Книга интересна не только студентам и аспирантам, обучающимся по специальностям психологического образования, а также практикующим спортивным психологам, педагогам, тренерам, осуществляющим свою профессиональную деятельность в системе комплексной спортивной подготовки юных спортсменов.


Содержательные материалы
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)


За содействие в реализации проекта авторы благодарят коллег:
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:
За этот проект проголосовало: 15 читателей
27.03.2024 20:10:09Доценко Евгений ЛеонидовичТаких книг крайне мало, а потребность острая
20.03.2024 13:54:12Федорова Елизавета ВитальевнаКачественная работа.
09.03.2024 15:20:04Афиногенова Светлана ВладимировнаКнига интересна, актуальна в настоящее время!
08.03.2024 13:33:48Горская Галина БорисовнаКнига полезна тем, что содержит концептуальные основания для практики раскрытия психологических ресурсов спортсменов юношеского возраста.
06.03.2024 16:54:06Юров Игорь АлександровичУважаемая Лира Гаязовна! Большое спасибо за Вашу Оценку моей книги. Я, в свою очередь, благодарю Вас за Ваш труд. Очень содержательная, интересная, нужная книга для спортсменов и тренеров. Рекомендую ее в финальную четверку и желаю победы в конкурсе . Поздравляю с Днем 8 Марта и желаю дальнейших творческих успехов, счастья и удач в научно-учебной деятельности. С уважением И.Юров
12.03.2024 22:08:46Махрова Наталья НиколаевнаТема детско-юношеского спорта сейчас всё больше актуальна. Благодарность за книгу, за освещённые в ней вопросы.
12.03.2024 22:08:46Сохликова Валерия АлександровнаОсобая ценность монографии в том, что в ней представлены результаты многолетних психологических исследований спортсменов с разными спортивными достижениями и разной спортивной квалификации, что позволяет студентам, аспирантам и практикующим спортивным психологам, педагогам, тренерам, осуществлять свою профессиональную деятельность в системе комплексной спортивной подготовки юных спортсменов.
12.03.2024 22:08:46Рогалева Людмила НиколаевнаАктуальные вопросы практического руководства в работе с юными спортсменами
12.03.2024 22:08:46Дюкина Антонина НиколаевнаУчитывая небольшой объем литературы по психологии спорта, написанной простым языком, доступным не столько психологам, сколько тренерам , работающим с детьми и занимающимся формированием личности, книга актуальна и содержит необходимый набор базовых знаний
12.03.2024 22:08:46Шатохина Дарья Основы реализации новой программы в ДЮС
Голос из ВКонтакте
12.03.2024 22:08:46Минаева Надежда НиколаевнаАктуальная тема
12.03.2024 22:08:46Харитонова Анна ИгоревнаОчень актуальная тема в психологии спорта. Будет полезна как и тренерам, так и самим спортсменам.
12.03.2024 22:08:45Миков Дмитрий РудольфовичТема личностных ресурсов очень актуальна сегодня. Данная книга полезна как спортивным тренерам, так и родителям спортсменов для воспитания зрелой личности как в спорте, так и в жизни.
12.03.2024 22:08:45Плешаков Владимир АндреевичПродуманная теория, конкретная практика
Голос из ВКонтакте
12.03.2024 22:08:45Дроздовский Александр КузьмичВ настоящее время книг по проблемам психологической подготовки в спорте издается явно недостаточно, поэтому считаю необходимым поддержать данный проект, который будет интересен и полезен для любого специалиста, работающего как со спортсменами начинающими, так и в спорте высших достижений

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su