«Психолого-педагогические детерминанты формирования гендерной идентичности подростков» (диссертация)
Актуальность
Современная эпоха глобальных социально-экономических и культурологических трансформаций, сопровождающихся ломкой традиционной системы гендерной стратификации, резким ослаблением поляризации мужской и женской социальных ролей, задает новые ориентиры в воспитании подрастающего поколения, так как именно во время школьного обучения происходит усвоение элементов культуры, раскрываются и интериоризируются социальные нормы и ценности, принятые в обществе.
Научная новизна исследования
- Впервые предметом научного анализа явились психолого-педагогические детерминанты формирования гендерной идентичности в подростковом возрасте: личностные (осознание подростками содержания моральных норм и ценностей пола; адекватная оценка гендерного поведения окружающих; самооценка собственного полоролевого поведения), средовые (соцокультурная среда; межличностное общение подростков со сверстниками, учителями, родителями, состав семьи), организационные (содержание, формы и методы организации учебного процесса и внеучебных мероприятий, осуществляемых педагогическим коллективом и психологической службой образования).
- Уточнены и углублены критерии и показатели гендерной идентичности в подростковом возрасте (когнитивный, рефлексивный, поведенческий).
- Предложенная организационно-управленческая модель формирования гендерной идентичности подростков структурирует взаимоотношения субъектов образовательного пространства, определяет основные средства и направления деятельности психологов и педагогов, содержит внешние (специально организованное и неформальное взаимодействие подростков с педагогами, психологами, родителями и сверстниками) и внутренние (осознание подростками содержания, моральных норм и ценностей пола; адекватная оценка гендерного поведения окружающих; самооценка собственного полоролевого поведения) условия, детерминирующие становление позитивной, непротиворечивой идентичности учащихся среднего звена.
- На основе разработанной и апробированной программы психолого-педагогического сопровождения обоснованы и дополнены возможности психологической службы образования в структуре детерминации процессаформирования гендерной идентичности в подростковом возрасте.
- Получены эмпирические данные о влиянии социально-психологического фактора проживания в неполных семьях на формирование гендерной идентичности в подростковом возрасте; выявлена зависимость уровня сформированности гендерной идентичности подростков от применяемых методов и форм работы по её развитию в системе функционирования школьной психологической службы.
Практическая значимость исследования: осуществлена разработка критериев нормативного развития гендерной идентичности, создавшая предпосылки для качественной оценки и прогнозирования направлений психолого-педагогического сопровождения процесса развития гендерной идентичности в подростковом возрасте; разработана и апробирована программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования гендерной идентичности в подростковом возрасте, реализованная в системе работы школьной психологической службы; подготовлены и изданы методические материалы для психологов системы образования по сопровождению процесса формирования гендерной идентичности в подростковом возрасте;накопленный в ходе исследования эмпирический материал и разработанная программа психолого-педагогического сопровождения обогащают субъектно-ориентированные технологии личностного развития школьников и могут применяться в работе службы практической психологии образования, центров психолого-медико-социального сопровождения; полученные результаты могут быть использованы в процессе обучения, повышения квалификации и переподготовки педагогов и психологов системы образования.
Опытно-экспериментальная база исследования и его этапы: исследование проводилось на базе школ Брянской области. В экспериментальную выборку на разных этапах исследования вошли 994 учащихся 8 – 9 классов, из которых 463 подростка проживают в неполных семьях.
На первомэтапе работы решались поисково-аналитические задачи: проводился теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования; изучались условия формирования гендерной идентичности подростков в современной образовательной среде; определялись исходные параметры исследования, его предмет, структура, границы, гипотеза, методология и методы, понятийный аппарат; отбирались материалы для экспериментальной работы, определялись экспериментальная база и выборки испытуемых.
На втором опытно - экспериментальном этапе были определены критерии сформированности гендерной идентичности; изучены возможности различных средств формирования гендерной идентичности, реализуемые в системе работы школьной психологической службы; разработана и апробирована программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования гендерной идентичности подростков.
На третьем этапе исследовательской работы уточнялись выводы, оформлялись результаты исследования.
Результаты, выводы:
- Гендерную идентичность можно определить как психологически значимый и социально обусловленныйконструкт личностного развития.
- Критерии сформированности гендерной идентичности, являющиеся ее сущностными характеристиками, включают когнитивный, рефлексивный и поведенческий компоненты и служат основой психолого-педагогической диагностики.
- Внедрение предложенной организационно-управленческой модели развития гендерной идентичности подростков в образовательное пространство школы способствовало положительным изменениям по всем показателям гендерной идентичности подростков, принимавших участие в экспериментальном исследовании.Реализация программы психолого-педагогического сопровождения позволила значимо и статистически достоверно повысить показатели гендерной идентичности.
Шевцова Юлия Александровна - кандидат психологических наук, место работы: филиал Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского в г. Новозыбкове. Сфера научных интересов: социальная и гендерная психология. Имеет публикации в изданиях, включенных в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий ВАК.