Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Психологический инструмент года»
Реферат проекта

«Ранняя профориентация, развитие гибких навыков и финансовой грамотности дошкольников посредством игры "Мегаполис"» (инструмент социально-психологического сопровождения)


Автор:
Ковалева Наталья Ивановна
Славянск-на-Кубани

Организация: АНО Центр развития способностей «Карьерный путь»

Анализ современной образовательной прак­тики показывает, что проблема ранней профори­ентации в дошкольном образовании осложнена трудностями педагогов в организации работы с детьми в данном направ­лении. Определения ранней профориентации противоречат логике возрастного развития детей дошкольного возраста:

  • как раннего профессионального выбора;
  • как принятия оптантом решения о своем про­фессиональном выборе и воздействия на пси­хику оптанта с целью формирования у него профессиональных намерений;
  • как процесс формирования готовности к осоз­нанному выбору будущего образовательного профиля.

Вполне логично, что не может быть единого толкования понятия, поскольку профессиональное самоопределение – не разовый акт, а длительный процесс, предполагающий формирование и развитие определенных компетенций субъекта на каждой ступени образования с учётом основных возрастных новообразований, различий в жизненных задачах самоопределения.

Дошкольное образование ориентировано на социокультурное развитие детей.

В нашей практике мы рассматриваем раннюю профориентацию не как ранний выбор профессии детьми дошкольного воз­раста, а формирование у них ценностного отношения к миру труда и про­фессий. Соответственно в нашей проекте ранняя профориентация — это не подготовка ребёнка к выбору профессии, а сфера жизнедеятельности, тот базис, где закла­дываются основные свойства личности и разви­ваются ранние профессиональные устремления детей дошкольного возраста, которые прямо или косвенно, повлияют на профессиональную ориен­тацию на следующей ступени образования.

Наши позиции согласуются с логикой «Концепции сопро­вождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образо­вания», в которой обоснована преемственность ступеней образования, где каждая последующая ступень образования преемственно развивает ос­новы определенных компетенций, заложенных на предыдущих ступенях образования. Кроме этого, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образо­вания определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного детства: ребенок об­ладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и са­мому себе.  

Процесс ранней профориентации у дошкольников мы связываем с формированием у детей способности ориентироваться в основных правилах финансовой и информационной безопасности, формированием образа мира, образа взрослых, струк­турированием этого мира, формированием представлений о взрослых людях, и об их профессиях. Проблему ранней профориентации детей дошкольного возраста в условиях программ дополнительного образования мы решаем путем сочетания активных и интерактивных методов, направленных на ориентацию детей в устройстве современного общества, освоение навыков финансовой грамотности на доступном для детей уровне с механиками ролевых игр, что позволяет качественно изменить смыслы ранней профориентации детей дошкольного возраста.

В сентябре 2022 года совместно с кафедрой психологии филиала КубГУ в г. Славянск-на-Кубани нами было проведено исследование с целью изучения у дошкольников Славянского района представлений, направленных на ориентацию детей в устройстве современного общества, уровня представлений о мире профессий, о профессиональных понятиях; сформированности softskills и навыков финансовой грамотности. Мы провели 29 глубинных интервью с родителями, педагогами и психологами ДОУ, социальный опрос.

В ходе исследования нами была выявлена проблема: дошкольники не обладают установками положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и са­мому себе; не могут ориентироваться в основных правилах финансовой и информационной безопасности; испытывают трудности в процессе осуществления продуктивной коммуникации со взрослыми и сверстниками.

Результаты исследований позволили нам определить причины существования проблемы:

  • ознакомление дошкольников с профессиями взрослых осуществляется спонтанно, так как воспитатели в ДС не владеют диагностическими методиками, по­зволяющими оценить уровень развития пред­ставлений о профессиональной деятельности взрослых и на этой основе вы­строить дальнейшую работу.
  • низкая компетентность педагогов ДОУ в вопросах ранней профориентации детей дошкольного возраста;
  • в развивающей предметно-пространственной среде недостаточно представлены элементы, содержательно погружающие дошкольников в разнообразие мира современ­ных профессий, трудовых традиций, профессиональных праздников;
  • отсутствие заинтересованности родителей в решении проблем ранней профориентации детей дошкольного возраста.

Одним из вариантов решения проблем, на наш взгляд, является реализация инновационного проекта «Ранняя профориентация, развитие гибких навыков и финансовой грамотности дошкольников посредством игры "Мегаполис"».

Проект представляет собой комплексный процесс ранней профориентации, развития интеллектуальных и творческих способностей, гибких навыков и финансовой грамотности детей дошкольного возраста в игровом формате. Целевая группа – дети в возрасте от 5 до 7 лет, посещающие занятия в АНО Центр развития способностей «Карьерный путь». Основной упор сделан на практическое применение полученных знаний представителями ЦА, что позволяет отметить уникальность и инновационность проекта.

Проект реализуется в течение 1 года и включает в себя направления: групповые игры «Город профессий» (1 раз в месяц). В ходе каждой игры представители ЦА проходят по 4 профессиональные области. Формирование основ финансовой грамотности получается разноуровневым: дети покупают, продают, а могут вложиться в обучение, чтобы получить сертификацию и этим заработать больше. В игровой форме дети осознают, что значит вклад (инвестиция) в себя.

Групповые занятия «Территория успеха» по развитию интеллектуальных и творческих способностей soft skills, навыков финансовой грамотности проводятся по 2 раза в неделю, творческие мастерские проходят 1 раз в неделю. Все направления игры взаимосвязаны между собой. В игровом формате на доступном для них уровне дети проходят теоретическую часть по профессиям (с демонстрацией презентаций и показом видеороликов по профессиям, посещают предприятия по договоренности), оказывают услуги в «Городе профессий», проходят «сертификацию», зарабатывают условное денежное вознаграждение, а тратят его в творческих мастерских по обучению профессиям. На групповых занятиях учатся основам финансовой грамотности, выстраивать общение со сверстниками, управлять своими эмоциями. Занятия проводятся с демонстрацией презентаций и показом видеороликов «Знакомимся с эмоциями», «Командная работа», «Сложные ситуации», «Таланты будущего», «Практическая мнемотехника».

В интерактивном формате через механики ролевых игр дети осваивают азы финансовой грамотности через игру, математику, рисование, сюжетно-ролевые игры «Сбербанк», экономическая игра «Магазин», игра с использованием ТРИЗ «Что сколько стоит», «Семейный бюджет», «Реклама», «Полезные экономические навыки в быту», и другие игры с демонстрацией презентаций и показом видеороликов по темам. 

На занятиях в творческой мастерской дети учатся создавать продукты творчества, получают «квалификацию» по творческим направлениям. Также проводятся занятия «Актерский тренинг «Театральные зарисовки», мастер-класс по постановке речи, уроки актерского мастерства, уроки лепки, мастер-классы по правополушарному рисованию, изготовлению поделок декоративного творчества народов Кубани. 

В игровом формате дети применяют на практике основные понятия финансовой грамотности: «оплата» условными денежными единицами, получение «квалификации», оказание «платных» услуг, заработок. У каждого участника игры есть свой «паспорт», в который вносятся все сведения об участии в играх и занятиях, о прохождении сертификации. В реализации проекта задействованы волонтеры ДоброЦентра Славянска-на-Кубани, которые проводят занятия по финансовой грамотности, развитию soft skills, творческие мастерские. Для волонтеров проводится серия практических занятий по темам: «Командная работа. Коммуникация и кооперация», «Soft-skills: модель 4К», «Лаборатория творчества», «Новая финансовая грамотность». Каждое практическое занятие включает в себя выступление по теоретической части руководителя проекта с демонстрацией презентаций, практическая работа волонтеров в группах в формате ролевых игр, устная презентация результатов групповой работы, тестирование по теме занятия.

Также проводятся практикумы для родителей по вопросам развития финансовой грамотности у детей в домашних условиях. Родители знакомятся с интернет-ресурсами: сайт Банка России по финансовой грамотности «Финансовая культура»; сайт национальной программы повышения финансовой грамотности граждан «Дружи с финансами»; путеводителем финансово грамотного человека. 

Проект стал победителем 2 конкурса Грантов губернатора Кубани. В результате реализации проекта представители ЦА расширили навыки конструктивного общения, научились управлять своими эмоциями, работать в команде, ориентироваться в основных правилах финансовой и информационной безопасности. Освоили подход «профессиональных проб» на уровне игры: пробуют себя в профессиях в игровом формате и понимают, что есть выбор, что значит инвестиция в себя, в свое образование. Реализация проекта способствует развитию дошкольников в когнитивной, эмоционально-ценностной и деятельностной сферах.

Взаимодействие с родителями для решения вопросов ранней профориентации детей дошкольного возраста позволяет вовлекать родителей в образовательную деятельность как полноценных участников.  

Достижение результатов измеряется нами посредством диагностики с использованием метода диагностической игры: «Контролер» для диагностики сформированности контрольно-проверочных умений, «Енотовы круги», «Остаться в живых», «Город Z», «Сбербанк», «Реклама», эксперимент «Игровая комната». Создание системы сетевого взаимодействия и социального партнерства с организациями и предприятиями по ранней профориентации дошкольников позволяет нам расширить образовательное пространство.

Автор проекта выражает благодарность Уткиной П.В., Холодной П.С., Герман К.А., Косовой Д.А., Полищук Н.Н. за помощь в организации и проведении мероприятий проекта. 


Содержательные материалы
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su