«Ранняя профориентация, развитие гибких навыков и финансовой грамотности дошкольников посредством игры "Мегаполис"» (инструмент социально-психологического сопровождения)
Организация: АНО Центр развития способностей «Карьерный путь»
Анализ современной образовательной практики показывает, что проблема ранней профориентации в дошкольном образовании осложнена трудностями педагогов в организации работы с детьми в данном направлении. Определения ранней профориентации противоречат логике возрастного развития детей дошкольного возраста:
- как раннего профессионального выбора;
- как принятия оптантом решения о своем профессиональном выборе и воздействия на психику оптанта с целью формирования у него профессиональных намерений;
- как процесс формирования готовности к осознанному выбору будущего образовательного профиля.
Вполне логично, что не может быть единого толкования понятия, поскольку профессиональное самоопределение – не разовый акт, а длительный процесс, предполагающий формирование и развитие определенных компетенций субъекта на каждой ступени образования с учётом основных возрастных новообразований, различий в жизненных задачах самоопределения.
Дошкольное образование ориентировано на социокультурное развитие детей.
В нашей практике мы рассматриваем раннюю профориентацию не как ранний выбор профессии детьми дошкольного возраста, а формирование у них ценностного отношения к миру труда и профессий. Соответственно в нашей проекте ранняя профориентация — это не подготовка ребёнка к выбору профессии, а сфера жизнедеятельности, тот базис, где закладываются основные свойства личности и развиваются ранние профессиональные устремления детей дошкольного возраста, которые прямо или косвенно, повлияют на профессиональную ориентацию на следующей ступени образования.
Наши позиции согласуются с логикой «Концепции сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования», в которой обоснована преемственность ступеней образования, где каждая последующая ступень образования преемственно развивает основы определенных компетенций, заложенных на предыдущих ступенях образования. Кроме этого, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного детства: ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе.
Процесс ранней профориентации у дошкольников мы связываем с формированием у детей способности ориентироваться в основных правилах финансовой и информационной безопасности, формированием образа мира, образа взрослых, структурированием этого мира, формированием представлений о взрослых людях, и об их профессиях. Проблему ранней профориентации детей дошкольного возраста в условиях программ дополнительного образования мы решаем путем сочетания активных и интерактивных методов, направленных на ориентацию детей в устройстве современного общества, освоение навыков финансовой грамотности на доступном для детей уровне с механиками ролевых игр, что позволяет качественно изменить смыслы ранней профориентации детей дошкольного возраста.
В сентябре 2022 года совместно с кафедрой психологии филиала КубГУ в г. Славянск-на-Кубани нами было проведено исследование с целью изучения у дошкольников Славянского района представлений, направленных на ориентацию детей в устройстве современного общества, уровня представлений о мире профессий, о профессиональных понятиях; сформированности softskills и навыков финансовой грамотности. Мы провели 29 глубинных интервью с родителями, педагогами и психологами ДОУ, социальный опрос.
В ходе исследования нами была выявлена проблема: дошкольники не обладают установками положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе; не могут ориентироваться в основных правилах финансовой и информационной безопасности; испытывают трудности в процессе осуществления продуктивной коммуникации со взрослыми и сверстниками.
Результаты исследований позволили нам определить причины существования проблемы:
- ознакомление дошкольников с профессиями взрослых осуществляется спонтанно, так как воспитатели в ДС не владеют диагностическими методиками, позволяющими оценить уровень развития представлений о профессиональной деятельности взрослых и на этой основе выстроить дальнейшую работу.
- низкая компетентность педагогов ДОУ в вопросах ранней профориентации детей дошкольного возраста;
- в развивающей предметно-пространственной среде недостаточно представлены элементы, содержательно погружающие дошкольников в разнообразие мира современных профессий, трудовых традиций, профессиональных праздников;
- отсутствие заинтересованности родителей в решении проблем ранней профориентации детей дошкольного возраста.
Одним из вариантов решения проблем, на наш взгляд, является реализация инновационного проекта «Ранняя профориентация, развитие гибких навыков и финансовой грамотности дошкольников посредством игры "Мегаполис"».
Проект представляет собой комплексный процесс ранней профориентации, развития интеллектуальных и творческих способностей, гибких навыков и финансовой грамотности детей дошкольного возраста в игровом формате. Целевая группа – дети в возрасте от 5 до 7 лет, посещающие занятия в АНО Центр развития способностей «Карьерный путь». Основной упор сделан на практическое применение полученных знаний представителями ЦА, что позволяет отметить уникальность и инновационность проекта.
Проект реализуется в течение 1 года и включает в себя направления: групповые игры «Город профессий» (1 раз в месяц). В ходе каждой игры представители ЦА проходят по 4 профессиональные области. Формирование основ финансовой грамотности получается разноуровневым: дети покупают, продают, а могут вложиться в обучение, чтобы получить сертификацию и этим заработать больше. В игровой форме дети осознают, что значит вклад (инвестиция) в себя.
Групповые занятия «Территория успеха» по развитию интеллектуальных и творческих способностей soft skills, навыков финансовой грамотности проводятся по 2 раза в неделю, творческие мастерские проходят 1 раз в неделю. Все направления игры взаимосвязаны между собой. В игровом формате на доступном для них уровне дети проходят теоретическую часть по профессиям (с демонстрацией презентаций и показом видеороликов по профессиям, посещают предприятия по договоренности), оказывают услуги в «Городе профессий», проходят «сертификацию», зарабатывают условное денежное вознаграждение, а тратят его в творческих мастерских по обучению профессиям. На групповых занятиях учатся основам финансовой грамотности, выстраивать общение со сверстниками, управлять своими эмоциями. Занятия проводятся с демонстрацией презентаций и показом видеороликов «Знакомимся с эмоциями», «Командная работа», «Сложные ситуации», «Таланты будущего», «Практическая мнемотехника».
В интерактивном формате через механики ролевых игр дети осваивают азы финансовой грамотности через игру, математику, рисование, сюжетно-ролевые игры «Сбербанк», экономическая игра «Магазин», игра с использованием ТРИЗ «Что сколько стоит», «Семейный бюджет», «Реклама», «Полезные экономические навыки в быту», и другие игры с демонстрацией презентаций и показом видеороликов по темам.
На занятиях в творческой мастерской дети учатся создавать продукты творчества, получают «квалификацию» по творческим направлениям. Также проводятся занятия «Актерский тренинг «Театральные зарисовки», мастер-класс по постановке речи, уроки актерского мастерства, уроки лепки, мастер-классы по правополушарному рисованию, изготовлению поделок декоративного творчества народов Кубани.
В игровом формате дети применяют на практике основные понятия финансовой грамотности: «оплата» условными денежными единицами, получение «квалификации», оказание «платных» услуг, заработок. У каждого участника игры есть свой «паспорт», в который вносятся все сведения об участии в играх и занятиях, о прохождении сертификации. В реализации проекта задействованы волонтеры ДоброЦентра Славянска-на-Кубани, которые проводят занятия по финансовой грамотности, развитию soft skills, творческие мастерские. Для волонтеров проводится серия практических занятий по темам: «Командная работа. Коммуникация и кооперация», «Soft-skills: модель 4К», «Лаборатория творчества», «Новая финансовая грамотность». Каждое практическое занятие включает в себя выступление по теоретической части руководителя проекта с демонстрацией презентаций, практическая работа волонтеров в группах в формате ролевых игр, устная презентация результатов групповой работы, тестирование по теме занятия.
Также проводятся практикумы для родителей по вопросам развития финансовой грамотности у детей в домашних условиях. Родители знакомятся с интернет-ресурсами: сайт Банка России по финансовой грамотности «Финансовая культура»; сайт национальной программы повышения финансовой грамотности граждан «Дружи с финансами»; путеводителем финансово грамотного человека.
Проект стал победителем 2 конкурса Грантов губернатора Кубани. В результате реализации проекта представители ЦА расширили навыки конструктивного общения, научились управлять своими эмоциями, работать в команде, ориентироваться в основных правилах финансовой и информационной безопасности. Освоили подход «профессиональных проб» на уровне игры: пробуют себя в профессиях в игровом формате и понимают, что есть выбор, что значит инвестиция в себя, в свое образование. Реализация проекта способствует развитию дошкольников в когнитивной, эмоционально-ценностной и деятельностной сферах.
Взаимодействие с родителями для решения вопросов ранней профориентации детей дошкольного возраста позволяет вовлекать родителей в образовательную деятельность как полноценных участников.
Достижение результатов измеряется нами посредством диагностики с использованием метода диагностической игры: «Контролер» для диагностики сформированности контрольно-проверочных умений, «Енотовы круги», «Остаться в живых», «Город Z», «Сбербанк», «Реклама», эксперимент «Игровая комната». Создание системы сетевого взаимодействия и социального партнерства с организациями и предприятиями по ранней профориентации дошкольников позволяет нам расширить образовательное пространство.
Автор проекта выражает благодарность Уткиной П.В., Холодной П.С., Герман К.А., Косовой Д.А., Полищук Н.Н. за помощь в организации и проведении мероприятий проекта.