- Защиринская Оксана Владимировна
доктор психологических наук, профессор кафедры педагогики и педагогической психологии факультета психологии, Санкт-Петербургский государственный университет (Санкт-Петербург)
Актуальность
В постоянно меняющемся мире востребована помощь по преодолению последствий травматического стресса. Тяжелая болезнь, утрата близкого, увольнение, моббинг на работе, буллинг ребенка в школе, пережитое психологическое или физическое насилие, военные конфликты, а также разрушительная ретравматизация требуют квалифицированного подхода.
Возможности подготовки специалистов в области психотравматологии предполагают использование учебно-методических технологий – практико-ориентированных инструментов для работы с людьми, имеющими опыт психотравматизации.
Новизна
Впервые в Российской Федерации при подготовке данного издания доктором психологических наук О.В. Защиринской представлены значимые научно-практические результаты для развития отечественной психотравматологии:
- авторская эмпирическая классификация психических травм, которая содержит перечень их видов и параметров, влияющих на развитие травматического стресса;
- на основе интегративного подхода комплементарно объединены авторские и клинически апробированные методы травматерапии;
- разработана оригинальная методика для ментализации детского травматического опыта: «Интроектная регуляция: анализ влияния родителей на формирование нездоровых разрушительных интроектов». Данная методика представляет часть авторского метода – интроектная когнитивно-образная травматерапия;
- на основе непрерывной практики созданы новые методики. Они органично соединены с известными инструментами травмадиагностики.
Таким образом, автор вносит свой вклад в развитие российской психотравматологии:
- создание эмпирической классификации психических травм;
- разработка новых методик для проведения профессиональной, специализированной травмадиагностики;
- проработка нового метода «интроектная когнитивно-образная травматерапия».
Содержание
В рабочей тетради «Преодоление травматического стресса» последовательно раскрываются инструменты работы с психотравматизацией.
Первая часть «Концепт травматического стресса. Диагностика» включает понятие психической травмы, современную эмпирическую классификацию психотравм, виды политравм и особенности изучения динамики психотравмирующего опыта.
Во второй части «Методы оказания помощи при травматическом стрессе» представлены три направления травматерапии: когнитивно-процессуальная, визуально-ассоциативная и интроектная.
В третьей части «Методики самопомощи по преодолению последствий травматического стресса» предложены материалы для самоанализа и саморегуляции в режиме экспозиции «in vivo».
Книга «Преодоление травматического стресса» — ценная возможность познакомиться с надежным алгоритмом оказания помощи при психических травмах. Рекомендована студентам, обучающимся по программам высшего профессионального образования по направлению «Психология» и практикующим специалистам помогающих профессий.