«Набор буклетов-заданий "Путь познания себя"» (инструмент психолого-педагогического сопровождения подростков и взрослых, оказавшихся в социально-опасном положении и трудной жизненной ситуации)
Организация: ОГКУСО "Центр социальной помощи семье и детям «Радуга» Братского района"
Актуальность
Отсутствие целей и смысла жизни, нестабильность и неопределенность будущего, проблемы социально-экономического характера, отсутствие возможности повлиять на изменение образа жизни значимых людей играют одну из ведущих ролей в развитии зависимостей, разных форм деструктивного поведения, которые в свою очередь обеспечивают уход от неприемлемой и нежелательной реальности для конкретного человека. Как способ ухода от реальности, клиенты используют различные формы деструктивного поведения, чаще всего: употребление психоактивных веществ, самоповреждение как способ снижения сильного эмоционального переживания через физическую боль, девиантное поведение.
Люди, длительное время находящиеся в ситуации неопределенности, теряют смысл жизни, самооценка становится кране низкого уровня, вплоть до самоунижения, появляется депрессия, безразличие, ненависть к окружающим и к самому себе, вплоть до саморазрушения.
Раскрывать содержание своего внутреннего мира человеку в таком состоянии не легко. Человек деструктивен по отношению к себе и всячески избегает самопонимания на терапии.
Новизна
Анализируя жизненные ситуации клиентов и различные информационные источники (научную литературу, методические пособия, практические руководства и др.), пришла к выводу, что буклеты-задания будут отличным психологическим инструментарием для проведения коррекционной работы с клиентами.
Методологической основой психологического инструментария являются научные исследования по когнитивно-поведенческой терапии (А. Бека, А. Эллиса, Д. Мейхенбаума), психологической интервенции (Б. Д. Карвасарский, Д. Каплан). А также философия В. Сатир о скрытых ресурсах человека, представленная в ее высказывании: «Я твердо убеждена, что каждый человек способен к личностному росту, нужно только научить его использовать его собственный потенциал. Вот основная цель психотерапии».
При разработке психологического инструментария я опиралась на общепринятые психолого-педагогические принципы:
- принцип партнерства. Этот принцип предполагает включение самого субъекта в процесс. Ресоциализировать субъекта путем применения психологических и социальных методов без его активного участия, без сотрудничества невозможно. Односторонние воздействия неэффективны: они приводят либо к сопротивлению со стороны клиента, либо к развитию рентной мотивации;
- принцип разноплановости воздействий. Буклет-задания включают арт-терапевтические упражнения, дыхательные техники, техники когнитивно-поведенческой терапии и т.д.;
- принцип индивидуального содействия человеку. Выбор используемых буклетов-заданий зависит от конкретной проблемы клиента.
При выполнении заданий ведущая роль в принятии решения, изложении взгляда на жизненную ситуацию предоставлена клиенту, психолог только направляет клиента, помогает ему сделать выводы, не навязывая свою точку зрения. Исключается так называемое «внутреннее сопротивление» клиента.
Цель использования буклетов-заданий в качестве психологического инструментария в работе с клиентами: интервенция паттернов поведения, сформировавшихся у клиента при определенных жизненных событиях и развитие способности осознавать паттерное поведение и умения управлять им.
Задачи, которые возможно решить, используя буклеты-задания при работе с клиентами:
- освоение клиентами навыков самоанализа, самоконтроля, краткосрочного и долгосрочного планирования;
- освоение клиентами навыков конструктивного, бесконфликтного взаимодействия с окружающими людьми;
- формирование у клиентов ответственности за свое поведение и здоровый образ жизни;
- помощь клиенту в определении и уточнении жизненных целей и задач в будущем, раскрытие позитивных возможностей человека.
Аудитория, на которую рассчитан психологический инструментарий: несовершеннолетние в возрасте от 13 лет, взрослые.
Практическая значимость
Каждый буклет-задание рассчитан на одно занятие. До и после выполнения предложенных заданий клиент сам может оценивать результативность изменений, произошедших с ним в процессе работы. Описывать изменение своего эмоционального состояния, обозначать выводы, сделанные в процессе работы и по окончании, ставить определять задачи и цели на ближайшее время, оценивать изменения собственных взглядов на какое-либо событие или ситуацию.
Работа с клиентом может быть проведена дистанционно.
Специалист имеет возможность оценить результативность проведенной с клиентом работы анализируя ответы и выводы, к которым пришел клиент.
На протяжении 2023 года психологический инструментарий — буклеты-задания был опробован на 45 клиентах разного возраста и образования, в том числе дистанционно. Основная категория клиентов — лица, находящиеся в социально-опасном положении и трудной жизненной ситуации.
Буклеты-задания могут быть использованы педагогами-психологами, социальными педагогами, специалистами по социальной работе, а также всеми теми, кто стремится к саморазвитию и самопознанию.
Голос из ВКонтакте
Голос из ВКонтакте
Голос из ВКонтакте
Голос из ВКонтакте
Голос из ВКонтакте
Голос из ВКонтакте
Голос из ВКонтакте
Голос из ВКонтакте