Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Психологический инструмент года»
Реферат проекта

«Набор буклетов-заданий "Путь познания себя"» (инструмент психолого-педагогического сопровождения подростков и взрослых, оказавшихся в социально-опасном положении и трудной жизненной ситуации)


Автор:
Тарасова Лариса Николаевна
Вихоревка, Иркутская область

Организация: ОГКУСО "Центр социальной помощи семье и детям «Радуга» Братского района"

Актуальность

Отсутствие целей и смысла жизни, нестабильность и неопределенность будущего, проблемы социально-экономического характера, отсутствие возможности повлиять на изменение образа жизни значимых людей играют одну из ведущих ролей в развитии зависимостей, разных форм деструктивного поведения, которые в свою очередь обеспечивают уход от неприемлемой и нежелательной реальности для конкретного человека. Как способ ухода от реальности, клиенты используют различные формы деструктивного поведения, чаще всего: употребление психоактивных веществ, самоповреждение как способ снижения сильного эмоционального переживания через физическую боль, девиантное поведение.

Люди, длительное время находящиеся в ситуации неопределенности, теряют смысл жизни, самооценка становится кране низкого уровня, вплоть до самоунижения, появляется депрессия, безразличие, ненависть к окружающим и к самому себе, вплоть до саморазрушения.

Раскрывать содержание своего внутреннего мира человеку в таком состоянии не легко. Человек деструктивен по отношению к себе и всячески избегает самопонимания на терапии.

Новизна

Анализируя жизненные ситуации клиентов и различные информационные источники (научную литературу, методические пособия, практические руководства и др.), пришла к выводу, что буклеты-задания будут отличным психологическим инструментарием для проведения коррекционной работы с клиентами.

Методологической основой психологического инструментария являются научные исследования по когнитивно-поведенческой терапии (А. Бека, А. Эллиса, Д. Мейхенбаума), психологической интервенции (Б. Д. Карвасарский, Д. Каплан). А также философия В. Сатир о скрытых ресурсах человека, представленная в ее высказывании: «Я твердо убеждена, что каждый человек способен к личностному росту, нужно только научить его использовать его собственный потенциал. Вот основная цель психотерапии».

При разработке психологического инструментария я опиралась на общепринятые психолого-педагогические принципы:

  • принцип партнерства. Этот принцип предполагает включение самого субъекта в процесс. Ресоциализировать субъекта путем применения психологических и социальных методов без его активного участия, без сотрудничества невозможно. Односторонние воздействия неэффективны: они приводят либо к сопротивлению со стороны клиента, либо к развитию рентной мотивации;
  • принцип разноплановости воздействий. Буклет-задания включают арт-терапевтические упражнения, дыхательные техники, техники когнитивно-поведенческой терапии и т.д.;
  • принцип индивидуального содействия человеку. Выбор используемых буклетов-заданий зависит от конкретной проблемы клиента.

При выполнении заданий ведущая роль в принятии решения, изложении взгляда на жизненную ситуацию предоставлена клиенту, психолог только направляет клиента, помогает ему сделать выводы, не навязывая свою точку зрения. Исключается так называемое «внутреннее сопротивление» клиента.

Цель использования буклетов-заданий в качестве психологического инструментария в работе с клиентами: интервенция паттернов поведения, сформировавшихся у клиента при определенных жизненных событиях и развитие способности осознавать паттерное поведение и умения управлять им. 

Задачи, которые возможно решить, используя буклеты-задания при работе с клиентами:

  • освоение клиентами навыков самоанализа, самоконтроля, краткосрочного и долгосрочного планирования;
  • освоение клиентами навыков конструктивного, бесконфликтного взаимодействия с окружающими людьми;
  • формирование у клиентов ответственности за свое поведение и здоровый образ жизни;
  • помощь клиенту в определении и уточнении жизненных целей и задач в будущем, раскрытие позитивных возможностей человека.

Аудитория, на которую рассчитан психологический инструментарий: несовершеннолетние в возрасте от 13 лет, взрослые. 

Практическая значимость

Каждый буклет-задание рассчитан на одно занятие. До и после выполнения предложенных заданий клиент сам может оценивать результативность изменений, произошедших с ним в процессе работы. Описывать изменение своего эмоционального состояния, обозначать выводы, сделанные в процессе работы и по окончании, ставить определять задачи и цели на ближайшее время, оценивать изменения собственных взглядов на какое-либо событие или ситуацию.

Работа с клиентом может быть проведена дистанционно.

Специалист имеет возможность оценить результативность проведенной с клиентом работы анализируя ответы и выводы, к которым пришел клиент.

На протяжении 2023 года психологический инструментарий — буклеты-задания был опробован на 45 клиентах разного возраста и образования, в том числе дистанционно. Основная категория клиентов — лица, находящиеся в социально-опасном положении и трудной жизненной ситуации.

Буклеты-задания могут быть использованы педагогами-психологами, социальными педагогами, специалистами по социальной работе, а также всеми теми, кто стремится к саморазвитию и самопознанию.


Содержательные материалы
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:
За этот проект проголосовало: 26 читателей
08.03.2024 11:14:50Поднебесная Екатерина БорисовнаОтличный инструмент для использования в практической работе психолога.
12.03.2024 22:08:46Данхаев Алексей ПетровичПростой, но не менее эффективный метод работы.
12.03.2024 22:08:46Тарасова Яна ГеннадьевнаАктуальная тема
12.03.2024 22:08:46Жаткина Марина АнатольевнаОчень полезная информация, доступна к пониманию не только специалиста. Интересный материал. Работа педагога-психолога разложена по полочкам Успехов Вам в работе!
12.03.2024 22:08:45Anatolievna Kseniya Для меня как матери двух подростков интересны буклеты, с ними проще всего. И суть ясна и информацию получаю. В общем я : за!
Голос из ВКонтакте
12.03.2024 22:08:45Тычинкина Тамара МихайловнаМне это интересно
12.03.2024 22:08:45Кузьменко Ирина Викторовнаочень интересный проект. легко восприимчив и понятен. Много интересного взяла с проекта.
12.03.2024 22:08:45Волкорезова Евгения ВадимовнаПроект интересный. Буду использовать в работе
12.03.2024 22:08:45Кочанова Юлия ВикторовнаАктуальная тема
12.03.2024 22:08:45Ширшова Елена Материал интересен и полезен в работе с подростками находящимися в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации
Голос из ВКонтакте
12.03.2024 22:08:45Гонохова-Иваницкая Ольга Очень интересные материалы, программы, которые можно применять в своей практике. Спасибо.
Голос из ВКонтакте
12.03.2024 22:08:45Имаева Наталья Интересный материал
Голос из ВКонтакте
12.03.2024 22:08:45Левитская Наталья ВладимировнаТема для меня актуальна
12.03.2024 22:08:45Агунович Светлана Интересный инструментарий. Структурированная подача материала
Голос из ВКонтакте
12.03.2024 22:08:45Шипилова Нина Владимировнаклассная методика)
12.03.2024 22:08:45Пицкова Ирина Легко использовать в работе социальным педагогам, педагогам - психологом и другим заинтересованным специалистом
Голос из ВКонтакте
12.03.2024 22:08:45Суркова Евгения Легко использовать в работе специалисту по социальной работе
Голос из ВКонтакте
12.03.2024 22:08:45Дубовицкая Олеся ВладимировнаДанный проект очень интересен. Представлено много интересной информации, буклетов. Данную информацию возможно применять в работе.
12.03.2024 22:08:45Топал Елена АлександровнаПроект очень интересный, хочу использовать буклеты в работе.
12.03.2024 22:08:45Суворова Ольга АндреевнаПонравилась методика работы с клиентами. Интересные, красочные, содержательные буклеты. Спасибо за опыт.
12.03.2024 22:08:45Буханова Татьяна Проект интересный, очень актуальный. Много представлено программ авторских, семинаров. Много разных публикаций ,очень полезные.
Голос из ВКонтакте
12.03.2024 22:08:45Машукова Ольга ВалерьевнаМне как специалисту удобно работать с данными буклетами - заданиями, подросткам интересно
12.03.2024 22:08:45Матвеенко Ольга МихайловнаЛегкий в работе, можно использовать с клиентами разных возрастов.
12.03.2024 22:08:45Куприянова Жанна ВикторовнаВ работе с клиентами буклеты-задания не вызывают внутреннего сопротивления людей, человек охотно идёт на выполнение задания.
12.03.2024 22:08:45Арбузова Наталья АнатольевнаБуклеты-задания работают, в практике информативно, результативности, легко использовать в работе.
12.03.2024 22:08:45Миронова Надежда Предложенный инструмент прост и удобен. Плюс проекта в его доступности и возможности применения в практике.
Голос из ВКонтакте

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su