Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической науке»
Реферат проекта

«Корпоративный социально-психологический тренинг: история, теория, практика» (монография )


Актуальность

В настоящее время одним из значимых факторов создания конкурентного преимущества организации рассматривается обучение и развитие ее персонала. Инвестиции в профессиональный рост сотрудников являются наиболее результативным вложением средств. Важной предпосылкой успешности профессиональной деятельности человека выступает его нацеленность на постоянный рост, повышение своего образовательного уровня, непрерывное обучение и развитие. Существовавшее ранее представление о том, что полученное в вузе образование служит специалисту своеобразной гарантией эффективности работы на долгие годы, утратило свою актуальность. На смену ему пришла новая парадигма: «Образование должно быть непрерывным и продолжаться всю жизнь».

Отмеченные факторы вносят существенные коррективы в содержание и формы подготовки персонала в рамках современной организации. В последние два десятилетия тренинг прочно вошел в образовательную практику отечественных предприятий, стал неотъемлемой организационно-управленческой составляющей тех компаний, которые нацелены на динамичное развитие и занятие лидирующего положения в своем рыночном сегменте. При этом к настоящему времени пока не сложилось четкого определения и единого понимания данной научной и прикладной психологической области. Терминологическая путаница не самым лучшим образом отражается на всех сторонах этого метода: от концептуальных оснований до методического инструментария. Тренинг – одна из молодых психологических областей, где практика значительно опережает теорию.

Сложилась парадоксальная ситуация, при которой на практике существует область профессиональной деятельности, которая востребована управлением, бизнесом, образованием и другими сферами, динамично развивается и постоянно совершенствуется. Ей посвящены многочисленные публикации в научных изданиях и в популярной периодике. При этом сами понятия «тренер», «бизнес-тренер», «корпоративный социально-психологический тренинг» не являются четко описанным.

Бизнес–образование является весомой статьей в бюджете организации. Поэтому понятен и объясним интерес заказчиков корпоративного тренинга – собственников предприятий и его менеджмента – к анализу эффективности проводимых занятий. И вопрос здесь не только в том, что некоторые тренинги порой подменяют собой развлекательные организационные мероприятия, когда участники после их проведения, отдохнувшие и полные восторженных эмоций от яркого насыщенного процесса, возвращаются на свои рабочие места со скудным багажом новых знаний и умений. Порой в результате тренинга в организации или в ее отдельном структурном подразделении запускаются нежелательные социально-психологические феномены. Вопрос получаемых образовательных эффектов и в целом оценки эффективности внутриорганизационного обучения является одним из приоритетных в практике управления современной организацией.

Несмотря на бурное развитие корпоративного социально-психологического тренинга в последние годы, отсутствует стройная система взаимодействия сторон, участвующих в этом процессе, позволяющая получить максимально эффективный результат, описанный в категориях изменений.

Таким образом, актуальность данного проекта определяется возникшими глубокими противоречиями между потребностями управленческой практики в области обучения и развития персонала современной организации и теми теоретическими знаниями и возможностями психологической науки, которые позволяют адекватно и своевременно на них реагировать.

Научная и практическая значимость

- проект вносит вклад в разработку теории и методологии социально-психологического тренинга как опытного научения и многофункционального метода преднамеренных изменений личности, группы и организации;

- в проекте проведен подробный анализ сложившихся подходов в рамках той реальности, которая в настоящее время обозначается, как корпоративный социально-психологический тренинг, осуществлен исторический экскурс в рассматриваемую проблему, освещено ее современное состояние;

- проект адресован руководителям организаций, кадровых служб, учебных центров, тренерам и другим специалистам в области социально-психологического тренинга для повышения их профессиональной компетентности в подготовке и реализации корпоративных образовательных программ, посттренингового поддержания их результатов;

- проект отличается ярко выраженной практикоориентированной направленностью, вооружая читателя не только хорошо подобранным и структурированным концептуально-теоретическим материалом, но и большим количеством тренерских методических средств, которые могут быть эффективно реализованы ведущими групп при подготовке и проведении социально-психологического тренинга в корпоративном формате;

- проект позволит ведущим тренинговых групп в корпоративном формате расширить границы в их профессиональной деятельности, сформировать новый взгляд на возможности работы с личностью, группой и современной организацией, новое видение себя, как специалиста, развитие своего творческого потенциала;

- проект ориентирован на стимулирование у тренеров познавательной активности, придания им импульса для создания собственных авторских техник для успешной их реализации в корпоративных программах;

- в монографии органично сочетаются научная глубина материала и доступность его изложения.

Основное содержание работы

Работа состоит из введения, пяти разделов и - приложений.

В первом разделе «Современная организация как объект тренингового воздействия»детально освещены особенности развития и эффективности деятельности предприятия, при этом акцент сделан на учет фактора системности при проведении образовательных мероприятий. Особо подчеркивается важность корпоративного обучения как значимого фактора в конкурентной борьбе, как для индивидуумов, так и для компаний. Освещаются психологические характеристики взрослых учащихся, что дает возможность автору и ведущему программы осмыслить особенности взаимодействия с субъектами тренингового процесса на различных его этапах.

Во втором разделе «Теоретический анализ проблемы корпоративного тренинга» изложен концепт рассматриваемого вопроса, проведен сравнительный анализ данного метода с другими видами организационной интервенции – коучингом, консалтингом и др. Раздел начинается с рассмотрения различных определений социально-психологического тренинга, представленных в работах отечественных психологов, выделяются общие моменты, объединяющие все попытки определить данное понятие. Особое внимание обращается на целевую и процессуальную составляющие корпоративного тренинга.

Отличительной особенностью этой части монографии является подробное описание истории возникновения и развития тренинга как многофункционального метода преднамеренных изменений в отечественной психологической практике, начиная с восьмидесятых готов прошлого века, его современного состояния. При этом автор опирается на работы российских коллег, являющихся пионерами в отечественной тренинговой практике. Даются авторские оценки текущего состояния рассматриваемой проблемы в отечественной практике вузовского и бизнес-образования, тем более что автор имеет более чем десятилетний опыт тренерской деятельности, как в высших учебных заведениях, так и в открытом и корпоративном бизнес-формате.

В третьем разделе «Социально-психологические аспекты организации и проведения корпоративного тренинга» изложен авторский подход к рассмотрению этапов работы тренера в современной организации. Особое внимание уделено работе с заказчиком, снятию и переформулированию запроса на тренинг в категориях изменениях, что дает возможность тренеру простраивать логику и просчитывать логистику будущего занятия. Детально освещены современные подходы к оценке результативности корпоративного обучения.

Четвертый раздел «Тренер – ключевая фигура корпоративного социально-психологического тренинга» посвящен рассмотрению личностных и профессиональных особенностей бизнес-тренера. Стремительное развитие социально-психологического тренинга как метода преднамеренных изменений на личностном, групповом и организационном уровнях предъявляет высокие требования к ключевой фигуре этого процесса – тренеру. От его профессионального мастерства зависит эффективность организационной тренинговой работы, наступление запланированных изменений. Профессия «бизнес-тренер» является сравнительно молодой: еще только формируется ее «эталонная модель», перечень профессиональных тренерских компетенций. 

В разделе убедительно показано, что понимание тренером особенностей своей профессии, необходимости развивать соответствующие качества и навыки, бесспорно, является значимым фактором эффективности его работы. К сожалению, в системе подготовки бизнес-тренеров этому аспекту уделяется недостаточное внимание.

Пятый раздел «Методическое обеспечение тренинга» содержит большое количество тренерских инструментов для успешного решения автором и ведущим программы содержательных и динамических задач при работе с группой.

Материал, изложенный в приложениях, органично дополняет основной текст и может быть использован субъектами тренингового процесса, как при его подготовке, так и при анализе полученных в ходе его эффектов.

Результаты, выводы

- возрастание нагрузки на персонал современной организации, на его человеческие ресурсы должно сопровождаться развитием специальных средств подготовки руководителей и сотрудников к постоянно обновляющимся организационно-управленческим и деловым профессиональным условиям. Одним из таких средств является корпоративный социально-психологический тренинг как система повышения компетентностей отдельных индивидов и профессиональных групп. В настоящее время тренинг превращается в широко распространенный инструмент обучения и развития персонала, а профессия тренера – в массовую востребованную профессию;

- современная организация представляет собой особое образование, имеющее свои собственные психологические закономерности существования, развития и продуктивного функционирования, одной из которых является ее системный характер. Обучение и развитие персонала рассматривается в качестве важного инструмента повышения эффективности ее деятельности и создания конкурентных рыночных преимуществ;

- корпоративный социально-психологический тренинг рассматривается как многофункциональный метод развития профессиональных компетентностей сотрудников, а также преднамеренных изменений психологических феноменов структурных подразделений и в целом организации с целью повышения эффективности ее деятельности;

- тренинг в совокупности с другими методами организационного воздействия направлен на формирование предпосылок функциональной эффективности сотрудников и конкурентоспособности предприятия на своем рыночном сегменте;

- стержневой предпосылкой получения планируемых результатов корпоративного тренинга являются социально-психологические аспекты его подготовки, организации и проведения в рамках конкретного предприятия.


Трусь Александр Алексеевич - кандидат психологических наук, доцент, МВВПОУ; место работы - Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка; доцент кафедры прикладной психологии, докторант; сфера научных интересов: психология управления; теория, методика, практика социально-психологического тренинга.

Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su