«Путешествие в страну профессий» (дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для воспитанников дошкольных образовательных учреждений)
Организация: Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр психолого-педагогического сопровождения Кировского района Санкт-Петербурга
Актуальность
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Путешествие в страну профессий» является профориентационной и имеет пропедевтический характер. Направленность программы: социально-гуманитарная.
Актуальность программы заключается в создании развивающего образовательного пространства, способствующего сочетанию формирования целостного жизненного опыта ребенка в социуме с развитием его психологических компетенций, формирования познавательной активности, устойчивого интереса к миру профессий через моделирование профессионально-ориентированной среды.
Возраст обучающихся: 5-6 лет. Срок реализации: 1 год. Общее количество часов: 18. Форма занятий: комбинированные, практические, игровые занятия.
Цель программы
Развитие устойчивого интереса и эмоционального отношения к профессиональному миру, предоставление возможности дошкольникам увидеть себя в различных видах деятельности и профессий.
Задачи
- расширить кругозор детей о мире профессий;
- показать важность, необходимость и значимость любого труда людей;
- научить выстраивать взаимоотношения в ситуации ролевой игры, согласовывая собственные идеи с партнерами по игре;
- способствовать развитию устойчивого познавательного интереса, мышления, памяти, внимания, коммуникативных способностей;
- воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий, бережное отношение к труду взрослых и его результатам.
Новизна
Новизна программы заключается в логичном сочетании педагогического процесса с психологическим сопровождением дошкольников, направленном на формирование устойчивой мотивации к действию, развитию интереса к познанию нового, развитию мыслительных процессов и логики, а также формированию навыков бесконфликтного общения.
Данная программа позволяет решать не только образовательные задачи, но и создает условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей, способность работать в группе и проявлять лидерские качества.
Через занятия решаются и психологические проблемы детей, возникающие в семье и в образовательном учреждении.
Программа нацелена на формирование у детей базовых знаний о мире профессий, приобретение определенных знаний по истории профессий, а также на приобретение элементарных основополагающих практических умений и навыков в рассматриваемых профессиях. Программа способствует созданию для детей перспективы их творческого роста и личностного развития.
Результаты
В ходе реализации программы происходит знакомство детей с миром профессий, обогащается кругозор, активно развивается мышление, пополняется словарный запас, углубляется представление о разных видах деятельности, формируются умения выстраивать новые игровые сюжеты, согласовывать собственные идеи с партнерами по игре, удовлетворяется интерес к профессиям и труду в целом.
Диалоговая среда программы помогает детям справиться с нерешительностью, стеснительностью и замкнутостью, способствует развитию Я-концепции.
Программа гармонично встраивается в образовательный процесс и решает задачу формирования социокультурной среды, способствуя становлению самостоятельности, развитию социального интеллекта дошкольников, формированию их готовности к совместной деятельности со сверстниками, формированию уважительного отношения и позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Программа построена на широком использовании игровых технологий, которые способствуют систематическому формированию и поддержанию мотивации к творчеству.