«Набор метафорических ассоциативных карт "Оживляющая рука"» (проективный инструмент психолого-педагогической работы с подростками)
Организация: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 5"
Актуальность темы
Профилактика социальной дезадаптации детей и подростков относится к числу важнейших задач государства. Особую актуальность эта проблема приобретает на современном этапе развития общества, характеризующемся бурными преобразовательными процессами в различных областях. Необходимой задачей в этом процессе выступает нейтрализация отрицательной и формирование положительной направленности личности, формирование жизненных ценностей, препятствующих вовлечению подростков в социально-опасную среду. В подростковом возрасте подросток обособляется, учится быть самостоятельным и ищет новые формы взаимоотношений с другими людьми. Трудности нахождения этих форм, в свою очередь, также отражаются и проявляются в переживании чувства одиночества.
Набор метафорических ассоциативных карт «Оживляющая рука» способствует анализу межличностных отношений и определению основных затруднений во взаимодействии с другими людьми. Идея предлагаемого набора — выявить факторы и разрушающие способы реагирования подростков на одиночество с целью преодоления негативных установок и поведенческих паттернов.
В метафорическом наборе обозначено несколько тем:
-
одиночество;
-
эмоциональная нестабильность;
-
поиск ресурсов.
В наборе метафорических ассоциативных карт «Оживляющая рука» представлен специализированный стимульный материал, побуждающий подростков переосмыслить отношение к состоянию одиночества и найти психологическую опору в себе при отсутствии значимого для него общения. В процессе групповой работы с МАК «Оживляющая рука» удовлетворяется актуальная потребность в признании, позитивном внимании, ощущении собственной успешности и значимости.
В результате участник научится:
-
учитывать разные мнения, координации различных позиций в сотрудничестве;
-
планировать общие способы работы, работать в группе;
-
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
-
основам коммуникативной рефлексии, использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
-
отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Основное содержание работы
Формирование осознанного отношения к процессу самопознания. Укрепление эмоциональной стабильности, положительного восприятия образа "Я", в том числе через народную мудрость, пословицы и поговорки, сказки. Понимание друг друга без слов с помощью рисунков, через педагогическое общение с демонстрацией произведений искусства, интеграции таких методов, как арт-терапия, сказкотерапия, музыка-терапия.
Результаты, выводы
Данный психологический инструмент рассчитан как на взрослую аудиторию (педагоги, психологи, студенты), так и для работы с подростками.
Представленные упражнения используются в практической работе. Возможно использовать в работе педагога-психолога в условиях комнаты психологической разгрузки с педагогами, как индивидуально, так и в групповой форме, объединяя знания отечественных научных школ и опыт психолого-педагогической практики в России.
Содержательные материалы Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
За содействие в реализации проекта авторы благодарят коллег: Заинтересовал проект? Расскажите о нём: За этот проект
проголосовало: 25 читателей ▼12.03.2024 22:08:44Каримова Розалия ФаритовнаПрекрасный инструмент для работы с подростками! Решение подростковых вопросов без очевидного внедрения в его поле 12.03.2024 22:08:44Сычева Светлана ПавловнаМАК карты хорошо раскрывают ассоциации с какими-то ситуациями, проблемами. Подросткам интересно работать с МАК картами. 12.03.2024 22:08:44Рыжкова Ольга АлександровнаРаботаю в школе педагогом-психологом, активно использую МАК. Думаю, что мой арсенал пополнится еще одним набором. То, что надо в работе с детьми и подростками, а также с педагогами для поиска своего внутреннего ресурса и баланса. 12.03.2024 22:08:44Игнашова Елена ВладимировнаОчень интересный продукт, может быть применён и для работы с подростками и для личного использования. 12.03.2024 22:08:44Подкопаева Ирина ИвановнаСветлана Валериевна умничка! Очень помогла мне направить сына в нужном направлении! Переходный возраст пройден успешно! Ребенок научился проговаривать вслух все тревожные для него моменты. 12.03.2024 22:08:44Шурчилина Ирина ЛеонидовнаМАК -проективная методика, которая помогает лучше узнать как самого себя, так и других. Скорректировать психологическое состояние. Найти ресурсы как внешние, так и внутренние. Думаю, что МАК "Оживляющая рука" будут очень полезны для работы практикующих психологов! 12.03.2024 22:08:44Пастухова Татьяна ВалерьевнаДанную методику МАК возможно использовать в работе школьного психолога (для индивидуальной психокоррекции и развития навыков общения у подростков, анализа ситуации со стороны и др.) 12.03.2024 22:08:44Рязанова Татьяна Анатольевнаинструменты для работы с подростками всегда востребованы, а метафорические ассоциативные карты не только интересный, но и глубокий, содержательный и разнопрофильный инструмент для психолога 12.03.2024 22:08:44Исаева Наталья ЕвгеньевнаВ последнее время на российском рынке появилось очень много колод МАК. Часто трудно
сделать выбор в пользу того или иного пособия. Рефлексии и самоанализа, приводящей к
осознанию собственного Я, к осмыслению и переживанию внутренней жизни личности и ее
взаимодействия с внешними миром. Это дает в руки человека мощные ключи к изменениям
своей жизни в лучшую сторону. 12.03.2024 22:08:44Кушпелева Елена *Методика МАК "ОЖИВЛЯЮЩАЯ РУКА" (Автор Харченко Светлана) удобна в применении в
условиях психологического консультирования, обладает значимостью с точки зрения выбора
тактики деятельности психолога-консультанта по психологической коррекции нарушений
межличностных отношений Голос из ВКонтакте 12.03.2024 22:08:43Цивилева Елена Борисовнапроект интересный, заслуживает внимание. можно использовать для работы с подростками 12.03.2024 22:08:43Коробкина Вера АнатольевнаАктуальная тема. В практике вызывает интерес у подростков и взрослых, снимает сопротивление и открывает ресурсы. Замечательный инструментарий для работы 12.03.2024 22:08:43Варкопуло Лилия ИльясовнаКолода метафорических карт, как инструмент взаимодействия с своим внутренним миром и трансляции его на внешний план для объективного анализа может стать отличным подспорьем для работы психолога с клиентом. 12.03.2024 22:08:43Егорова Ольга ВикторовнаНабор карт помог мне лично разобраться в причинах поведения подростков. Инструмент актуален и полезен в работе педагога. 12.03.2024 22:08:43Шовина Мария АлександровнаПо моему мнению,набор метафорических ассоциативных карт "Оживляющая рука", разработанный замечательным и уникальным профессионалом своего дела, психологом Харченко Светланы Валериевны, является самым эффективным и современным психологическим инструментом в работе психолога.
Светлана Валериевна, спасибо за Ваш труд! 12.03.2024 22:08:43Закирова Татьяна АлександровнаСчитаю, что эта проективная психологическая методика позволяет лучше узнать самого себя и скорректировать психологическое состояние. 12.03.2024 22:08:43Водолеева Наталья МихайловнаСветлана-отличный психолог, большой профессионал! Ее карты очень верный и точный материал для диагностики и дальнейшей работы. Сама наблюдала как помогают, мотивируют, дают подсказки! 12.03.2024 22:08:43Шмакова Алина ВалерьевнаУчаствовала в тренинге с этими картами и была приятно удивлена как четко они попадают в состояние |
| Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».
Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
| Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»
199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».
Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su | |
|