«Методика оценки проектной компетентности студентов» (серия научных статей)
Актуальность проекта
Понятие «проектная компетентность» в контексте современной образовательной парадигмы представляет собой довольно сложный феномен. С одной стороны, это связано с проблемой понимания собственно понятия компетентности в научном знании, с другой стороны – с проблемой определения психологических условий развития компетентности как субъектной характеристики человека. В связи с чем, особого внимания заслуживает рассмотрение содержательных аспектов проектной компетентности и обоснование возможностей ее оценки с помощью психологических измерительных средств.
В связи с модернизацией системы отечественного образования одной из основных задач высших учебных заведений является подготовка специалиста, готового к осуществлению профессиональной деятельности на высоком интеллектуальном и творческом уровне, способного не только решать сложные задачи, но и выдвигать проблемы, находить принципиально новые творческие решения. При этом Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. в числе приоритетных принципов развития определяет принципы проектной деятельности, которая включена в образовательные стандарты подготовки бакалавров и магистров в качестве основного вида профессиональной деятельности. Исходя из содержания которой, способность выполнять проектные работы обусловливает формирование проектной компетентности выпускника вуза как результата профессионального образования.
Научная и практическая значимость
В процессе разработки новой психодиагностической методики проанализированы отечественные подходы к определению содержания и структуры компетентности (Байденко, 2004; Вербицкий, 2004; Деркач, 2000; Зимняя, 2003; Кузьмина, 2001; Маркова, 1996; Петровская, 1989, 2007; Пинский, 2006; Рубцов, 1996; Татур, 2004; Хуторской, 2003; Чошанов, 1996; Шишов, 2001).
Проектная компетентность рассмотрена как интегративная характеристика субъекта деятельности, выражающаяся в способности и готовности человека к самостоятельной теоретической и практической деятельности по разработке и реализации проектов в различных сферах социальной практики на основе принципов природо- и культуросообразности.
В структуре проектной компетентности выделены мотивационно-регуляторный, когнитивный, операционально-практический и рефлексивный компоненты, которые позволяют определить успешность интеграции внутренних и внешних условий для решения задач профессионального роста и развития личности.
Разработана психодиагностическая методика оценки проектной компетентности студентов, обоснована пятифакторная структура; проанализированы показатели надёжности и валидности опросника проектной компетентности.
Результаты психометрической проверки указывают на возможность использования разработанной методики в исследовательских целях.
Определены уровни развития проектной компетентности студентов на различных этапах проектной деятельности, выявлена динамика развития проектной компетентности студентов.
Основное содержание работы
В основе анализа понятия проектной компетентности лежат разработанные к настоящему времени в отечественной науке подходы к определению содержания и структуры компетентности, согласно которым компетентность социальна по своей сути, проявляется в социально-профессиональной деятельности человека во взаимодействии с другими людьми, основывается на знаниях, умениях и навыках, формирующихся в образовательном процессе. Как сложный интегративный конструкт, компетентность включает и усвоение способов деятельности, приобретение опыта деятельности, выражающихся в личностном отношении к получаемым результатам. По итогам теоретического анализа, было сформулировано понятие «проектная компетентность», определены структура и уровни развития проектной компетентности в соответствии с основными этапами проектной деятельности.
Для изучения степени сформированности проектной компетентности была разработана методика Оценка проектной компетентности студентов (ОПКС). Структурные компоненты проектной компетентности конкретизированы в содержании четырех основных факторов («целеустремленность», «гностичность», «освоенность проектной деятельности», «самоконтроль»), которые направлены на диагностику компетенций на основных этапах проектной деятельности: исследовательском, технологическом и заключительном. Также в структуру методики включена шкала достоверности (дополнительный фактор), позволяющая оценить, насколько объективно испытуемый отвечает на предложенные вопросы.
Первоначально был апробирован опросник, состоящий из 50 высказываний. Высказывания, вес которых ниже 0,3 при p ≤ 0,001, были скорректированы. Утверждения, которые не попали по результатам кластерного анализа в одну группировку, были заменены на другие, для усиления кластеров были добавлены еще ряд высказываний. По итогам первичной апробации в содержание опросника вошли 40 высказываний из первоначального варианта, 4 высказывания с измененным содержанием и 9 новых высказываний.
В процессе исследования были изучены психометрические показатели теста: репрезентативность, общая и ретестовая надежность теста, конструктная, содержательная и критериальная валидность. С помощью кластерного и факторного анализа определена 5-факторная структура опросника. Было установлено, что измеряемый конструкт (проектная компетентность) формируется на различных этапах проектной деятельности и выражается в уровне развития субъектных характеристик как показателей отношения студентов к получаемым результатам.
Результаты, выводы:
- Результаты исследования свидетельствуют о соответствии психометрических показателей методики оценки проектной компетентности студентов диагностическим стандартам и требованиям, что позволяет использовать предложенную методику в исследовательской деятельности.
- С помощью кластерного и факторного анализа определена 5-факторная структура оригинального варианта методики, содержащая 4 основные шкалы, характеризующие степень развития компетентности на каждом из этапов проектной деятельности: «Целеустремленность», «Гностичность», «Освоенность проектной деятельности», «Самоконтроль», и дополнительную – «Шкалу достоверности».
- Показано, что проектная компетентность представляет собой интегративную субъектную характеристику личности, которая формируется в процессе учебно-исследовательской деятельности студентов и обусловливает успешность учебного проектирования и профессионального развития будущего специалиста.
Матяш Наталья Викторовна - доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского. Сфера научных интересов - проектное образование, психология проектной деятельности, проектное обучение школьников, педагогическая психология, практическая психология образования, формирование проектной компетентности.
Володина Юлия Анатольевна - кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского. Сфера научных интересов – профессиональная компетентность, проектная компетентность, психология сиротства, психология профессионального самоопределения, социальная психология, педагогическая психология, проектирование образовательного пространства.