«Дом моего Я» (дополнительная общеразвивающая программа по развитию аутопсихологической компетентности подростков)
Организация: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования муниципального образования Плавский район "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Доверие" (Тульская область)
Актуальность разработки программы
В рамках реализации новой задачи образования — воспитания гармонично развитой личности — и в связи с переменами, происходящими во всех сферах современного общества и требующими от каждого человека все более высокого уровня социальной и индивидуальной компетентности, способности к самоорганизации во всех видах жизнедеятельности, современным школьникам важно иметь знания о себе, уметь проводить адекватную оценку своих возможностей, иметь способность к самонаблюдению и рефлексии, к оптимальному взаимодействию с окружающим миром, реализовывать свою потребность в самопознании и саморазвитии.
В связи с этим, аутопсихологическая компетентность, понимаемая исследователями как активность человека, направленная на познание собственных психических ресурсов и возможностей, как способность использовать различные стратегии внутреннего познания и развития (Степнова Л.А.), становится одним из определяющих факторов саморазвития и самоопределения школьников, сохранения и поддержания их психологического благополучия.
Новизна курса
Однако, несмотря на абсолютную очевидность необходимости развития аутопсихологической компетентности в подростковом возрасте, в современной отечественной психолого-педагогической науке и практике крайне мало исследований и разработок по развитию аутопсихологической компетентности подростков. Можно предположить, что наличие данной проблемы связано с тем, что эта компетентность как компонент содержания образовательного процесса специфична по своей сути: аутопсихологическая компетентность не может задаваться с помощью традиционных программно-методических средств, а требует создания новых научно-практических дисциплин и технологий, новых форм межсубъектного взаимодействия. Именно этим обусловлена необходимость разработки специальной психологической программы для подростков по развитию аутопсихологической компетентности, реализацию которой предлагает автор, и которую могли бы осуществлять квалифицированные специалисты — педагоги–психологи системы образования. Анализ научной литературы и практических разработок показал, что в настоящий момент дополнительных общеразвивающих программ развития аутопсихологической компетентности подростков в отечественной науке и практике не разработано.
Цель программы
Развитие аутопсихологической компетентности подростков.
Задачи программы
- способствовать осознанию подростками своих индивидуальных и личностных особенностей, возможностей и психических ресурсов;
- создавать условия для развития мотивации подростков к самопознанию, саморазвитию, погружению во внутренний мир собственных переживаний, навыков ориентации в нем;
- обеспечить подростков средствами самопознания;
- сформировать навыки самодиагностики;
- обучать саморегуляции и самокоррекции психологического состояния.
Содержание
Программа занятий состоит из 10 встреч. Отличительной особенностью программы является то, что все занятия построены с использованием общей метафоры «дом моего Я» («дом моей души», «мой внутренний дом»), метафорично связывая каждую встречу с подростками с функциональной частью дома. Все занятия данной программы имеют общие взаимодополняющие структурные блоки: «психологический этюд по теме», «основное психологическое упражнение», «самодиагностика», «мульттерапия», «психогигиена».
Результаты
Опыт реализации программы позволяет сделать вывод о ее результативности и эффективности для подростков. Итоговые показатели, изученные с помощью методов психодиагностики, экспертной оценки и изучения субъективного мнения участников программы, показывают положительную динамику развития аутопсихологической компетентности в части потребности в самопознании, мотивации к саморазвитию и навыков самодиагностики и саморегуляции (содержательный материал «Результаты программы»).
Достижения программы
- программа вошла в Открытый реестр программ, вызывающих доверие профессионального сообщества, рекомендованных для применения Министерством просвещения РФ (распоряжение от 28.12.2020 г. №Р-193 "Об утверждении методических рекомендаций по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях", Приложение 2, №02.16);
- программа включена в Реестр психолого-педагогические программ, рекомендуемых для организации и проведения профилактической работы в образовательной организации методических рекомендаций Министерства образования РФ: Использование результатов единой методики социально-психологического тестирования для организации профилактической работы с обучающимися образовательной организации. Методические рекомендации для специалистов в области профилактики, педагогических работников общеобразовательных организаций / Автор-составитель: Заева О.В. Под ред. Фальковской Л.П. – М.: ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей», 2019, стр. 49;
- программа стала лауреатом Всероссийского конкурса лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде — 2018;
- в 2018 году программе присвоен гриф Федерации психологов образования России «Рекомендовано для реализации в образовательных организациях и ППМС-центрах», программа прошла экспертную оценку ООО "Федерация психологов образования России";
- программа стала победителем регионального конкурса лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде — 2018;
- программа опубликована: Каталог психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде. Методическое пособие для педагогов-психологов по материалам программ – лауреатов XIV Всероссийского конкурса лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде — 2018. Издательство: Общественная организация "Федерация психологов образования России";
- программа успешно оценена на региональном конкурсе «Призвание — учить» в 2022 году (победитель).