«Психология развития с позиции культурно-исторической концепции» (курс лекций)
Организация: Некоммерческое партнерство "Авторский Клуб"
В основу книги положен курс лекций, прочитанных профессором Борисом Данииловичем Элькониным в феврале-апреле 2021 года. На ее страницах представлен авторский подход к анализу акта развития в свете культурно-исторической концепции.
Акт развития представляется автором в двух аспектах: как определенное состояние жизни и как «культуросозидательное» (продуктивное) действие. Их объединяет ключевой вопрос: как и когда опосредствование являет собой акт развития, как и когда социокультурные формы помогают проявить подлинную человеческую бытийность в ее полноте.
Актуальность данного издания определяется возрождением интереса к достижениям науки через обращение к ставшим классическими и имеющими мировое признание работам отечественных психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и др.
Автор представляет читателям творческое переосмысление взглядов Л.С. Выготского на процессы развития с позиций сегодняшнего дня, то, что он сам называет реконструкцией его работ, их прояснением. Обращаясь к идеям своих Учителей, Б.Д. Эльконин размышляет об «истоках человеческого становления», развивая (вслед за Д.Б. Элькониным) взгляды на периодизацию онтогенеза, представление о том, что можно считать нормой зрелости человека, его «взрослости». В связи с этим на страницах книги автор часто размышляет о вопросах образования.
На страницах книги автор предоставляет возможность для виртуальной «дискуссии» между двумя основоположниками основных направлений отечественной психологии: Л.С. Выготскими и А.Н. Леонтьевым. Поэтому наряду с рассмотрением психологии развития с позиций культурно-исторической психологии, в ряде лекций раскрываются принципы деятельностной психологии, их общее и особенное. В книге представлены материалы, демонстрирующие возможность экспериментального изучения акта развития.
По жанру книга представляет собой размышления автора над различными аспектами психологии развития, общей психологии, психологии искусства в их тесной взаимосвязи. Это позволят сохранять в ней атмосферу постоянного диалога с ушедшими Учителями, а так же слушателями (читателями). В завершающей части каждой из лекций Б.Д. Эльконин предоставляет слово своим собеседникам, отвечая на их вопросы и давая им возможность отстаивать собственную точку зрения.
Блестящая эрудиция позволяет автору постоянно сопровождать свои лекции не только цитатами классиков отечественной и зарубежной психологии, но и обращаться к величайшим образцам русской поэзии. Размышления автора о различных аспектах развития иллюстрируется многочисленными примерами из наблюдений за развитием детей (включая собственных внуков). Проявляется умение автора не только замечать тончайшие нюансы детского поведения, но ярко и увлекательно сопровождать ими свои рассуждения, что делает их более жизненными и конкретными. Таки образом автору удается наводить своеобразные «мосты» между методологическими вопросами, психологическими экспериментами и реальными жизненными ситуациями.
Книга может быть интересна и полезна психологам, философам, педагогам.
Голос из ВКонтакте
Голос из ВКонтакте