Номинация «Книга года по психологии» по итогам 2021 года
Все проекты номинации в текущем году>
Реферат проекта

«Психология развития с позиции культурно-исторической концепции» (курс лекций)

Автор:

Организация: Некоммерческое партнерство "Авторский Клуб"

В основу книги положен курс лекций, прочитанных профессором Борисом Данииловичем Элькониным в феврале-апреле 2021 года. На ее страницах представлен авторский подход к анализу акта развития в свете культурно-исторической концепции.

Акт развития представляется автором в двух аспектах: как определенное состояние жизни и как «культуросозидательное» (продуктивное) действие. Их объединяет ключевой вопрос: как и когда опосредствование являет собой акт развития, как и когда социокультурные формы помогают проявить подлинную человеческую бытийность в ее полноте.

Актуальность данного издания определяется возрождением интереса к достижениям науки через обращение к ставшим классическими и имеющими мировое признание работам отечественных психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и др.

Автор представляет читателям творческое переосмысление взглядов Л.С. Выготского на процессы развития с позиций сегодняшнего дня, то, что он сам называет реконструкцией его работ, их прояснением. Обращаясь к идеям своих Учителей, Б.Д. Эльконин размышляет об «истоках человеческого становления», развивая (вслед за Д.Б. Элькониным) взгляды на периодизацию онтогенеза, представление о том, что можно считать нормой зрелости человека, его «взрослости». В связи с этим на страницах книги автор часто размышляет о вопросах образования.

На страницах книги автор предоставляет возможность для виртуальной «дискуссии» между двумя основоположниками основных направлений отечественной психологии: Л.С. Выготскими и А.Н. Леонтьевым. Поэтому наряду с рассмотрением психологии развития с позиций культурно-исторической психологии, в ряде лекций раскрываются принципы деятельностной психологии, их общее и особенное. В книге представлены материалы, демонстрирующие возможность экспериментального изучения акта развития.

По жанру книга представляет собой размышления автора над различными аспектами психологии развития, общей психологии, психологии искусства в их тесной взаимосвязи. Это позволят сохранять в ней атмосферу постоянного диалога с ушедшими Учителями, а так же слушателями (читателями). В завершающей части каждой из лекций Б.Д. Эльконин предоставляет слово своим собеседникам, отвечая на их вопросы и давая им возможность отстаивать собственную точку зрения.

Блестящая эрудиция позволяет автору постоянно сопровождать свои лекции не только цитатами классиков отечественной и зарубежной психологии, но и обращаться к величайшим образцам русской поэзии. Размышления автора о различных аспектах развития иллюстрируется многочисленными примерами из наблюдений за развитием детей (включая собственных внуков). Проявляется умение автора не только замечать тончайшие нюансы детского поведения, но ярко и увлекательно сопровождать ими свои рассуждения, что делает их более жизненными и конкретными. Таки образом автору удается наводить своеобразные «мосты» между методологическими вопросами, психологическими экспериментами и реальными жизненными ситуациями.

Книга может быть интересна и полезна психологам, философам, педагогам.

Содержательные материалы

Рекомендации (или диплом о присвоении автору ученой степени)

За содействие в реализации проекта авторы благодарят коллег

За проект проголосовали 36 читателей
  • Отличный учебник с глубоким содержанием

  • Эта книга просто лучшая и не может не победить!

  • Очень интересны и продуктивны взгляды автора на классические идеи отечественной психологии, их интерпретация и развитие

  • Фундаментальное развитие культурно-исторической концепции - событие в отечественной психологии. Книга заставляет задуматься и переосмыслять основания собственной профессиональной деятельности.

  • Это действительно отличная книга.

  • Давно ждали книгу с лекциями Бориса Даниловича Эльконина! Еще будучи студентами Психолого-Педагогического Факультета КрасГУ, мы впитали идеи психологии развития через лекции Б.Д.Элькинина.

  • Эксклюзивный, максимально широкий и глубокий авторский анализ проблем психологии развития. Такого рода тексты -редкость в сегодняшней профессиональной психологической литературе

  • Этот курс лекций заставляет думать.

  • Лекционная форма изложения, разворачивающийся на страницах книги живой диалог с Учителями и слушателями - захватывающее путешествие в историю и современность авторской психологии развития.

  • Интересная книга для педагога по психологии развития, а главное для развития самого педагога.

  • Самая фундаментальная и последовательно выстроенная работа в области психологии из опубликованных в последнее время.

  • Это реальное продвижение вперед в теоретической психологии, то, в чем мы впереди планеты всей.

  • Живой диалог со слушателями о психологии развития. Необыкновенно интересно и познавательно.

  • Уникальная книга, в которой психология развития представлена, во-первых, развернуто с историческими экскурсами, во-вторых, в проблемном ключе, в-третьих, в живых диалогах с ведущими психологами и педагогами.

  • Эта книга сделала в этом году мою работу осмысленной. Я советуюсь с ней))

  • Отличный учебный курс для магистрантов

  • Участвовала в курсе в качестве слушателя. Очень интересные лекции, развивающие теоретические представления в развитии.

  • Данный проект наиболее полно отражает разные аспекты психологии развития с позиции культурно-исторической концепции

  • Книга-диалог

  • Rosen Maryna Viktorovna
    12.03.2024 в 22:08:41

    Я развиваю понятие «Поток Детства». Оно возникло на стыке позитивной психологии (счастье, поток) и культурно-исторической-теории (ЗАР, ЗБР). Если предположить, что рождение ребенка - точка отсчета, состояние счастья – возможная цель взрослого, а сомореализация - один из способов достижния счастья/потока, возникает много вопросов. В моем сознании эти вопросы созвучны тем, котрые задает в своих лекциях автор. Один из - вопрос о норме. Не среднестатистической, а норме взросления, о зрелости.

  • Автор последовательно развивает научный подход в рамках культурно-исторической концепции. Это усиливает фундаментальные основания психологии в целом и психологии развития. Это является критически важным для трансформации открытых и ориентированных на будущее образовательных концепций и практик в современном мире.

  • Это новое и чрезвычайно значимое слово в психологии развития.

  • Книга - событие в жизни психологов и педагогов

  • Это "Книга десятилетия" по психологии, как минимум.

  • Глубокие, полезные педагогам лекции.

  • В книге рассматриваются различные аспекты психологии развития и общей психологии в увлекательном авторском ключе. Очень полезная книга как для психологов, так и для педагогов.

  • Раскрыты условия соотношения идеальной и реальной формы - основы генетического эксперимента, что должно быть интересно в работе с трудным детством или в целях профилактики возникновения эмоционально-волевых нарушений (пока тиражируются зарубежные техники, основанные на неполноте анализа и ведущие к инструментальной работе с детьми и усугублению личностной патологии, вплоть до появления аутоагрессии и разворачивания клинической картины эмоционально-волевого дефекта).

  • смотрела и слушала лекции, теперь хочу внимательнее прочитать

  • Значимо для будущих психологов

  • Учебник, который важен и нужен всем - преподавателям, студентам, психологам, педагогам ! Вне всякого сомнения - поддержка. Спасибо!

  • Приглашение к размышлению о развитии как запуск шага развития

  • Базовые вопросы для понимания феномена развития. Важный вклад в развитие культурно-исторического подхода в психологии.

  • Я за возрождение интереса к работам отечественных психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина

  • Лекции о опосредствовании как акте развития с обсуждениями и вопросами слушателей позволяют почувствовать живую мысль и понять рассуждения.

  • Лекции невероятно содержательные, глубокие и наталкивающие на размышления.

  • Книга является важной для продолжения развития культурно-исторической психологии на современном этапе.

Последний день голосования – 30 марта

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе