Номинация «Психологический инструмент года»
Все проекты номинации >
Реферат проекта

«Социально-психологическое сопровождение студенческих добровольческих практик, направленных на поддержку детей с ОВЗ» (практическое руководство)

Авторы:

  • Чехонина Любовь Петровна

    психолог, социальный педагог высшей квалификационной категории, ГБОУ РК "Центр диагностики и консультирования", (Петрозаводск)

  • Бурачевская Елена Олеговна

    кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, преподаватель Центра психологического здоровья и эмоционального благополучия Института педагогики и психологии, Петрозаводский государственный университет, (Петрозаводск)

Организация: Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Карелия для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи "Центр диагностики и консультирования" : Базовая кафедра Института психологии ПетрГУ

Актуальность, научная и практическая значимость

Развитие духовно-нравственных ценностей возможно в условиях «делания» добрых дел в сфере добровольчества. В последние годы добровольчество особенно активно развивается и поддерживается в России: создана «Крупнейшая платформа для добрых дел» https://dobro.ru/; работает «Всероссийская ассоциация волонтерских центров»; для организаторов добровольчества проводятся курсы повышения квалификации; для волонтерских объединений организуются различные конкурсы; укрепляется нормативно-правовая база, регулирующая добровольческую деятельность; проводятся социальные и психологические исследования феномена добровольчества.

Несмотря на позитивные моменты, организаторы добровольчества отмечают, что в волонтерство часто приходят психологически не подготовленные граждане. К примеру, мотивационная кампания по вовлечению студентов в добровольчество обычно носит разовый характер (одно мероприятие по рекрутингу, например, классный час) – это не всегда эффективно, так как за одну встречу не успеет сформировывается психологическая готовность к участию в добровольчестве. Некоторые уже замотивированные студенты могут в последствии разочароваться на этапах формирования и функционирования волонтёрского сообщества (проведения добровольческих мероприятий). На наш взгляд, перечисленные выше социальные проблемы связаны с недостаточным вниманием к ресурсу социально-психологического сопровождения при организации добровольческих практик.

Научная значимость практического руководства заключается в описании механизмов социально-психологического сопровождения студенческих добровольческих практик, направленных на поддержку детей с ограниченными возможностями здоровья. На этапах: вовлечения студентов в волонтерство; создания волонтерского сообщества; реализации студенческих волонтерских практик, направленных на поддержку детей с ограниченными возможностями здоровья; рефлексии и планирования дальнейшей деятельности волонтерского сообщества.

Практическая значимость руководства заключается в отработке социально-психологического сопровождения студенческих добровольческих практик, направленных на поддержку детей с ОВЗ на примере проекта «Конструктивный диалог в студенческом общежитии», реализованного при поддержке фонда президентских грантовв 2021 году - суть опыт взаимодействия социально ориентированных некоммерческих и образовательных организаций г. Петрозаводска, Республики Карелия.

Основное содержание работы

Практическое руководство включает пояснительную записку, актуальность, цели, задачи, научные подходы по организации социально-психологического сопровождения студенческих добровольческих практик, направленных на поддержку детей с ограниченными возможностями здоровья. В приложениях даны: рабочие материалы для проведения коммуникативных групп, глоссарий, опыт апробации предложенных практико-ориентированных материалов в рамках социального проекта.

Цель практического руководства: расширить представления психологов и организаторов добровольчества о социально-психологическом сопровождении студенческих добровольческих практик, направленных на поддержку детей с ограниченными возможностями здоровья.

Целевая группа: психологи, организаторы добровольчества.

Основная часть практического руководства включает описание этаповсоциально-психологического сопровождения:

  • I этап мотивационный (программа коммуникативных групп/практик). Цель: развитие у студентов коммуникативной компетентности, представлений о жизненных ценностях и добровольчестве. Вовлечение студентов в волонтерскую деятельность.
  • II этап организационный. Цель: формирование волонтерского сообщества. Развитие сплоченности и самоуправления волонтерской команды, повышение степени социальной активности будущих волонтеров. Развитие у студентов представлений об этикете общения с людьми с ОВЗ.
  • III этап событийный. Цель:организация и реализация студенческих добровольческих практик, направленных на поддержку детей с ОВЗ.
  • IV этап рефлексии и планирования дальнейшей деятельности. Цель: исследование удовлетворённости студентов, педагогов, детей участием в социальных волонтерских практиках. Планирование дальнейшей деятельности волонтерского сообщества.

Результаты, выводы

Практическое руководство «Социально-психологическое сопровождение студенческих добровольческих практик, направленных на поддержку детей с ОВЗ» составлено на основе итогов «Конструктивный диалог в студенческом общежитии», успешно реализованного в 2021 году при поддержке Фонда Президентских грантов.

Партнерами проекта стали: Автономная некоммерческая организация «Служба по развитию коммуникативной компетентности «Контакт» (АНО СРКК «КОНТАКТ»); ГБОУ РК «Центр диагностики и консультирования»; ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет»; Четыре СПО: ГАПОУ РК «Колледж технологии и предпринимательства», ГАПОУ РК «Петрозаводский педагогический колледж», ГАПОУ РК «Петрозаводский базовый медицинский колледж», ГАПОУ РК «Автотранспортный техникум», а так же МОУ Школа №20 и Интернат №21 города Петрозаводска, республики Карелия.

Оценка эффективности социально-психологического сопровождения. Качественные результаты измерялись методом психологического анкетирования и интервью студентов-волонтеров, детей с ОВЗ, педагогов. Получены положительные отзывы от участия в проекте.

Студенты смогли: организовать свой досуг, найти новых знакомых и друзей, повысить свою коммуникативную компетентность. 50% студентов СПО, проживающих в общежитиях, были вовлечены в волонтерскую деятельность (при плане 25%). Они преодолели коммуникативные барьеры, страх и тревогу, связанные с отсутствием опыта взаимодействия с детьми с ОВЗ. Реализовали желание быть полезными обществу, разработали и провели мероприятия для детей с ОВЗ.

100% психологов, участвующих в проекте, готовы применять сценарии коммуникативных тренингов в своей работе.

Педагоги коррекционных классов интерната пожелали, чтобы встречи волонтеров с детьми с ОВЗ проводились на регулярной основе.

Родители студентов проявили интерес (добавились в группу в соцсетях, «лайкали» посты, в которых освещались мероприятия проекта).

Психология общения и взаимодействия юношества и особого детства легла в ткань инклюзивных занятий, проводимых в рамках проекта студентами-волонтерами для детей. Школьникам было интересно, что проводить к ним занятия пришли студенты, а не взрослые педагоги. В результате дети в доступной форме игр и упражнений освоили преставления о добровольчестве/волонтерстве.

Организаторы добровольчества повысили свою профессиональную компетентность, получив практический опыт наставничества студентов-волонтеров.

В ходе проекта был осуществлен успешный переход в онлайн-формат на период пандемии.

Перспектива заключается в возможности использовать методическое руководство для расширения географии проекта (охват образовательных организаций).

В рамках информационной кампании проекта итоги транслировались на мероприятиях:

  • Международная научно-практическая конференция «Стратегии образования в северном измерении» 15.04.2021г.
  • Республиканская практическая конференция «Первичная профилактика социально-негативных явлений в образовательной среде».
  • Конкурс «Педагог-психолог России 2021».
  • Республиканский форум добровольцев Карелии в начале апробации методического руководства.

По итогам проекта созданы три видеоролика и подкаст на основе интервью студентов СПО, проживающих в общежитиях, и интервью детей с ОВЗ, которые могут служить социальной рекламой развития добровольческих инклюзивных практик общения.

Другие проекты в этой номинации

Посмотреть все проекты в номинации «Психологический инструмент года» >

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе