«Социально-психологическое сопровождение студенческих добровольческих практик, направленных на поддержку детей с ОВЗ» (практическое руководство)
Организация: Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Карелия для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи "Центр диагностики и консультирования" : Базовая кафедра Института психологии ПетрГУ
Актуальность, научная и практическая значимость
Развитие духовно-нравственных ценностей возможно в условиях «делания» добрых дел в сфере добровольчества. В последние годы добровольчество особенно активно развивается и поддерживается в России: создана «Крупнейшая платформа для добрых дел» https://dobro.ru/; работает «Всероссийская ассоциация волонтерских центров»; для организаторов добровольчества проводятся курсы повышения квалификации; для волонтерских объединений организуются различные конкурсы; укрепляется нормативно-правовая база, регулирующая добровольческую деятельность; проводятся социальные и психологические исследования феномена добровольчества.
Несмотря на позитивные моменты, организаторы добровольчества отмечают, что в волонтерство часто приходят психологически не подготовленные граждане. К примеру, мотивационная кампания по вовлечению студентов в добровольчество обычно носит разовый характер (одно мероприятие по рекрутингу, например, классный час) – это не всегда эффективно, так как за одну встречу не успеет сформировывается психологическая готовность к участию в добровольчестве. Некоторые уже замотивированные студенты могут в последствии разочароваться на этапах формирования и функционирования волонтёрского сообщества (проведения добровольческих мероприятий). На наш взгляд, перечисленные выше социальные проблемы связаны с недостаточным вниманием к ресурсу социально-психологического сопровождения при организации добровольческих практик.
Научная значимость практического руководства заключается в описании механизмов социально-психологического сопровождения студенческих добровольческих практик, направленных на поддержку детей с ограниченными возможностями здоровья. На этапах: вовлечения студентов в волонтерство; создания волонтерского сообщества; реализации студенческих волонтерских практик, направленных на поддержку детей с ограниченными возможностями здоровья; рефлексии и планирования дальнейшей деятельности волонтерского сообщества.
Практическая значимость руководства заключается в отработке социально-психологического сопровождения студенческих добровольческих практик, направленных на поддержку детей с ОВЗ на примере проекта «Конструктивный диалог в студенческом общежитии», реализованного при поддержке фонда президентских грантовв 2021 году - суть опыт взаимодействия социально ориентированных некоммерческих и образовательных организаций г. Петрозаводска, Республики Карелия.
Основное содержание работы
Практическое руководство включает пояснительную записку, актуальность, цели, задачи, научные подходы по организации социально-психологического сопровождения студенческих добровольческих практик, направленных на поддержку детей с ограниченными возможностями здоровья. В приложениях даны: рабочие материалы для проведения коммуникативных групп, глоссарий, опыт апробации предложенных практико-ориентированных материалов в рамках социального проекта.
Цель практического руководства: расширить представления психологов и организаторов добровольчества о социально-психологическом сопровождении студенческих добровольческих практик, направленных на поддержку детей с ограниченными возможностями здоровья.
Целевая группа: психологи, организаторы добровольчества.
Основная часть практического руководства включает описание этаповсоциально-психологического сопровождения:
- I этап мотивационный (программа коммуникативных групп/практик). Цель: развитие у студентов коммуникативной компетентности, представлений о жизненных ценностях и добровольчестве. Вовлечение студентов в волонтерскую деятельность.
- II этап организационный. Цель: формирование волонтерского сообщества. Развитие сплоченности и самоуправления волонтерской команды, повышение степени социальной активности будущих волонтеров. Развитие у студентов представлений об этикете общения с людьми с ОВЗ.
- III этап событийный. Цель:организация и реализация студенческих добровольческих практик, направленных на поддержку детей с ОВЗ.
- IV этап рефлексии и планирования дальнейшей деятельности. Цель: исследование удовлетворённости студентов, педагогов, детей участием в социальных волонтерских практиках. Планирование дальнейшей деятельности волонтерского сообщества.
Результаты, выводы
Практическое руководство «Социально-психологическое сопровождение студенческих добровольческих практик, направленных на поддержку детей с ОВЗ» составлено на основе итогов «Конструктивный диалог в студенческом общежитии», успешно реализованного в 2021 году при поддержке Фонда Президентских грантов.
Партнерами проекта стали: Автономная некоммерческая организация «Служба по развитию коммуникативной компетентности «Контакт» (АНО СРКК «КОНТАКТ»); ГБОУ РК «Центр диагностики и консультирования»; ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет»; Четыре СПО: ГАПОУ РК «Колледж технологии и предпринимательства», ГАПОУ РК «Петрозаводский педагогический колледж», ГАПОУ РК «Петрозаводский базовый медицинский колледж», ГАПОУ РК «Автотранспортный техникум», а так же МОУ Школа №20 и Интернат №21 города Петрозаводска, республики Карелия.
Оценка эффективности социально-психологического сопровождения. Качественные результаты измерялись методом психологического анкетирования и интервью студентов-волонтеров, детей с ОВЗ, педагогов. Получены положительные отзывы от участия в проекте.
Студенты смогли: организовать свой досуг, найти новых знакомых и друзей, повысить свою коммуникативную компетентность. 50% студентов СПО, проживающих в общежитиях, были вовлечены в волонтерскую деятельность (при плане 25%). Они преодолели коммуникативные барьеры, страх и тревогу, связанные с отсутствием опыта взаимодействия с детьми с ОВЗ. Реализовали желание быть полезными обществу, разработали и провели мероприятия для детей с ОВЗ.
100% психологов, участвующих в проекте, готовы применять сценарии коммуникативных тренингов в своей работе.
Педагоги коррекционных классов интерната пожелали, чтобы встречи волонтеров с детьми с ОВЗ проводились на регулярной основе.
Родители студентов проявили интерес (добавились в группу в соцсетях, «лайкали» посты, в которых освещались мероприятия проекта).
Психология общения и взаимодействия юношества и особого детства легла в ткань инклюзивных занятий, проводимых в рамках проекта студентами-волонтерами для детей. Школьникам было интересно, что проводить к ним занятия пришли студенты, а не взрослые педагоги. В результате дети в доступной форме игр и упражнений освоили преставления о добровольчестве/волонтерстве.
Организаторы добровольчества повысили свою профессиональную компетентность, получив практический опыт наставничества студентов-волонтеров.
В ходе проекта был осуществлен успешный переход в онлайн-формат на период пандемии.
Перспектива заключается в возможности использовать методическое руководство для расширения географии проекта (охват образовательных организаций).
В рамках информационной кампании проекта итоги транслировались на мероприятиях:
- Международная научно-практическая конференция «Стратегии образования в северном измерении» 15.04.2021г.
- Республиканская практическая конференция «Первичная профилактика социально-негативных явлений в образовательной среде».
- Конкурс «Педагог-психолог России 2021».
- Республиканский форум добровольцев Карелии в начале апробации методического руководства.
По итогам проекта созданы три видеоролика и подкаст на основе интервью студентов СПО, проживающих в общежитиях, и интервью детей с ОВЗ, которые могут служить социальной рекламой развития добровольческих инклюзивных практик общения.
- Студенческие добровольческие практики, направленные на поддержку детей с инвалидностью/ОВЗ
- Подкаст «Интервью с волонтерами» - создан на основе интервью со студентами- волонтерами
- Презентация практического руководства на Конкурс «Педагог-психолог России 2021»
Голос из ВКонтакте
Голос из ВКонтакте