- Коростышевская Татьяна Анатольевна
НЕЙРОПСИХОЛОГ, Научно-исследовательский Центр детской нейропсихологии им А.Р.Лурия (Москва)
- Меркулова Вероника Александровна
Преподаватель, Институт психотерапии и клинической психологии (Москва)
Рабочая тетрадь Т.А. Коростышевской, В.А. Меркуловой «Предупреждение оптической дисграфии» содержит комплексную программу занятий для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих нарушение закрепления образа буквы, что в результате ведет к снижению качества школьного обучения из-за трудностей формирования письменной речи. Трудности учения, по данным ряда исследователей, отмечаются у 15–40 % детей младшего школьного возраста, лишь 30% учеников могут успешно овладевать базовыми знаниями, предлагаемыми в школьной учебной программе. Данная тема является крайне актуальной в связи с высокой распространенностью нарушений чтения и письма у детей, часто не сопряженных с когнитивными трудностями, а обусловленных не выявленными и не устраненными ранее нейропсихологическими дефицитами. Разработка методов профилактики и коррекции школьной неуспеваемости относится к центральным задачам в работе нейропсихологов.
В основе предлагаемой методики лежит нейропсихологический подход, при разработке упражнений авторы учитывали этапы развития высших психических функций в онтогенезе. В результате, по мере прохождения ребенком заданий, происходит последовательное построение и укрепление функций, необходимых для успешного овладения письмом. Таким образом это пособие можно рассматривать не просто как тренажер, направленный на отработку непосредственного навыка письма, но и целостную программу, включающую в себя задания на буквенный и оптико-пространственный гнозисы, произвольное внимание и планирование и регуляцию движений.
Данное пособие можно условно разделить на 2 части: первая часть адресована взрослым, которые будут проводить занятия по этой книге. Данные там рекомендации по организации занятий позволяют использовать эту книгу не только специалистам, но и родителям. Вторая часть содержит в себе предлагаемые детям упражнения, и авторы пишут инструкции, обращаясь к ученикам, что также позволит повысить мотивацию к занятиям у учеников, почувствовать себя вовлеченными в этот процесс.
Особого внимания заслуживает способ организации заданий в пособии. Каждый лист представляет для себя материалы одного занятия. Благодаря этому специалисты при работе с пособием получают не только весь необходимый для работы материал, но и сгруппированный материал. При этом на каждом занятии ребенку предлагается выполнить задание и на внимание, и на письмо, и сделать речевую разминку. Кроме того, такая подача материала позволяет ребенку представлять объем работы, что также способствует формированию планирования деятельности.
Данная тетрадь была апробирована и успешно применяется в Научно-исследовательском центре детской нейропсихологии имени А.Р.Лурия. Её использование позволяет оказать учебную помощь школьникам и получать практический результат в преодолении и профилактике оптико-пространственной дисграфии. Рецензентами данной тетради выступили Соболева А.Е., к.пс.н., руководитель центра детской нейропсихологии им. А.Р. Лурия и Белоусова М.В., к.м.н., доцент кафедры психотерапии и наркологии Казанской государственной медицинской академии, председатель Методического совета КГМА. Рабочая тетрадь была опубликована в 2021 году издательством НОУ ДПО «Центр социально-гуманитарного образования» г. Казань.