Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Психологический инструмент года»
Реферат проекта

«Смысловой анализ сказок как способ формирования нравственных ориентиров у детей цифрового поколения» (психолого-педагогическая программа)


Организация: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №5 "Обыкновенное чудо" города Йошкар-Олы Республики Марий Эл

Актуальность

Наш более чем двадцатилетний опыт взаимодействия психолого-педагогической команды с детьми показывает, что современные дети во многом изменились. Они вошли в цифровой мир, в мир общества потребителей. В связи с этим обычное социальное слово в общении с ними часто оказывается непродуктивным. Необходим художественный образ, чтобы формировать у детей нравственные незыблимые ориентиры. Мы обратились к сказкам, содержащим в себе сокровенную (сакральную) глубину информационной связи поколений.

Основное содержание работы

В своей работе мы опирались на исследования по символическому анализу сказок Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой. Ведущим в данном проекте стал командный принцип работы. В реализации проекта участвовали психологи и педагоги (учителя, воспитатели групп продленного дня). Для смыслового анализа нами были выбраны 2 русских народных сказки и 2 сказки С. Я. Маршака. На педагогических тренингах проводился первичный анализ сказок, определялся их скрытый смысл. Затем велось обсуждение сказок с детьми в возрасте от 8 до 13 лет.

Ученики 2-4 классов (8-10 лет) в сказках Самуила Яковлевича Маршака «Сказка о глупом мышонке» и «Сказка об умном мышонке» находили, в основном, символическое отражение сложностей в детско-родительских отношениях и важности родителей в их жизни. Ученики 6 класса (12-13 лет), которые по возрасту вступили в «полосу недоверия» родителям, были более категоричны в своих суждениях в анализе «Сказки о глупом мышонке». В сказке «Об умном мышонке» совместно детьми и взрослыми были определены «социальные ловушки», расставленные в современном мире для подростков.

В русской народной сказке «Старая хлеб-соль забывается» были расшифрованы представления о добре и зле, правде и лжи. Составленные нами вопросы по ключевым событиям русской народной сказки «Богатырь-Горошек» были направлены на обсуждение с учениками 7 класса нравственных ориентиров для формирования духовной силы (победного духа) и важности физической силы.

Результаты, выводы

Мы понимаем, что результаты такой энергоёмкой (для психолого-педагогической команды) работы, могут быть только отсроченными. Но сам факт включенности детей и подростков в «расшифровку» смыслов выше названных сказок уже является конструктивным. Наш опыт по смысловому анализу русских народных сказок был использован в эфирах «Сказочной гостиной». Мы надеемся, что содержательные материалы проекта могут быть полезны психологам и педагогам других школ.


Содержательные материалы
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:
За этот проект проголосовало: 2 читателя
12.03.2024 22:08:42Гроздова Ольга Юрьевнамне кажется этот проект актуальным. Дети не понимают, зачем нужны сказки
12.03.2024 22:08:41Хадиева Алсу ИльсуровнаИнтересная программа
12.03.2024 22:08:41Шаповалов Владислав ВадимовичОбожаю Кузьмича!

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su