«Смысловой анализ сказок как способ формирования нравственных ориентиров у детей цифрового поколения» (психолого-педагогическая программа)
Организация: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №5 "Обыкновенное чудо" города Йошкар-Олы Республики Марий Эл
Актуальность
Наш более чем двадцатилетний опыт взаимодействия психолого-педагогической команды с детьми показывает, что современные дети во многом изменились. Они вошли в цифровой мир, в мир общества потребителей. В связи с этим обычное социальное слово в общении с ними часто оказывается непродуктивным. Необходим художественный образ, чтобы формировать у детей нравственные незыблимые ориентиры. Мы обратились к сказкам, содержащим в себе сокровенную (сакральную) глубину информационной связи поколений.
Основное содержание работы
В своей работе мы опирались на исследования по символическому анализу сказок Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой. Ведущим в данном проекте стал командный принцип работы. В реализации проекта участвовали психологи и педагоги (учителя, воспитатели групп продленного дня). Для смыслового анализа нами были выбраны 2 русских народных сказки и 2 сказки С. Я. Маршака. На педагогических тренингах проводился первичный анализ сказок, определялся их скрытый смысл. Затем велось обсуждение сказок с детьми в возрасте от 8 до 13 лет.
Ученики 2-4 классов (8-10 лет) в сказках Самуила Яковлевича Маршака «Сказка о глупом мышонке» и «Сказка об умном мышонке» находили, в основном, символическое отражение сложностей в детско-родительских отношениях и важности родителей в их жизни. Ученики 6 класса (12-13 лет), которые по возрасту вступили в «полосу недоверия» родителям, были более категоричны в своих суждениях в анализе «Сказки о глупом мышонке». В сказке «Об умном мышонке» совместно детьми и взрослыми были определены «социальные ловушки», расставленные в современном мире для подростков.
В русской народной сказке «Старая хлеб-соль забывается» были расшифрованы представления о добре и зле, правде и лжи. Составленные нами вопросы по ключевым событиям русской народной сказки «Богатырь-Горошек» были направлены на обсуждение с учениками 7 класса нравственных ориентиров для формирования духовной силы (победного духа) и важности физической силы.
Результаты, выводы
Мы понимаем, что результаты такой энергоёмкой (для психолого-педагогической команды) работы, могут быть только отсроченными. Но сам факт включенности детей и подростков в «расшифровку» смыслов выше названных сказок уже является конструктивным. Наш опыт по смысловому анализу русских народных сказок был использован в эфирах «Сказочной гостиной». Мы надеемся, что содержательные материалы проекта могут быть полезны психологам и педагогам других школ.
- «Богатырь-Горошек». Сказку читает Т.В. Мамаева m4a, 8.66 Мб
- «Старая хлеб-соль забывается». Сказку читает Т.В. Мамаева m4a, 2.66 Мб
- Программа pdf, 1.02 Мб
- Смысловой анализ русской народной сказки «Богатырь-Горошек» pdf, 965.2 Кб
- Смысловой анализ русской народной сказки «Старая хлеб-соль забывается» pdf, 823.1 Кб