Номинация «Книга года по психологии» по итогам 2021 года
Все проекты номинации в 2021 году>
Реферат проекта

«Профилактика агрессии и деструктивного поведения молодежи: анализ мирового опыта» (монография)

Авторы:

Организация: НИУ ВШЭ, МПГУ

Коллективная монография «Профилактика агрессии и деструктивного поведения молодежи: анализ мирового опыта» под редакцией А. А. Реана посвящена актуальным аспектам проблематики рисков социализации в современном обществе. В фокусе работы находятся такие виды молодежной деструктивности, как буллинг, одиночные акты агрессии в образовательных учреждениях, вовлеченность подростков и молодежи в асоциальные группы (в том числе и экстремистские сообщества), преступления в отношении несовершеннолетних. Работа носит аналитический характер, авторским коллективом проведено рассмотрение значительного числа зарубежных исследований и аналитических докладов, посвященных различным рискам социализации подростков и молодежи. Рассматриваемые формы молодежной деструктивности проанализированы с точки зрения различных аспектов — общественная реакция на указанные виды асоциальности, факторы риска, практики профилактики и вмешательства в ситуации молодежного неблагополучия.

В рамках раздела «Общественная реакция», в частности, рассмотрены такие вопросы, как основные темы, обсуждаемые в информационном пространстве в связи с эпизодами стрельбы в школах. Внимание также уделено тому, как именно в масс-медиа происходит освещение таких трагических событий, как нападения на школы. Рассматривается проблематика образа молодежного экстремизма в медиа. Сквозь призму общественной реакции рассмотрены вопросы форм и типов насилия над несовершеннолетними.

Раздел «Факторы риска» посвящен анализу таких вопросов, как причины возникновения риска ситуации школьной травли, семейные и школьные факторы буллинга. Рассматривается анализ случаев нападения на школы в зарубежных странах, приведены варианты типологии школьных стрелков, анализируются факторы риска, связанные с буллингом и насилием со стороны друзей и ровесников, наличием оружия в семье. Также проведена аналитика зарубежных работ, посвященных изучению планирования нападения школьными стрелками. Явления радикализации и криминализации рассмотрены в контексте онлайн и офлайн рисков. Также проведен обзор исследований, рассматривающих насилие над несовершеннолетними сквозь призму многофакторного анализа.

Центральный раздел – «Программы профилактики». В рамках раздела описаны зарубежные подходы к профилактике домашнего насилия путем работы с инициаторами, внимание также уделено существующей инфраструктуре поддержки несовершеннолетних жертв насилия в различных странах. Профилактика буллинга рассмотрена в контексте таких вопросов как работа со сверстниками, дисциплинарные методы, восстановительные подходы (реабилитация). Отдельно рассматривается роль семьи и школы. Распознавание риска одиночных актов агрессии рассмотрено сквозь призму составляющих эффективной программы профилактики, выявленных на основе анализа различных технологий предотвращения одиночных актов агрессии, функционирующих в зарубежных странах. Рассмотрены как универсальные методы профилактики школьных нападений, так и различные модели оценки поведенческих рисков готовности к совершению нападения. В рамках раздела также проведен анализ государственных мер профилактики вовлеченности подростков в криминальные субкультуры, рассмотрены практик профилактики
вовлеченности подростков и молодежи в экстремистские и делинквентные сообщества, функционирующие в зарубежных странах.

Работа ориентирована, в первую очередь, на специалистов-психологов, деятельность которых направлена на изучение и профилактику рисков асоциального поведения молодежи. При этом книга может быть интересна и более широкому кругу читателей – учителям, социальным педагогом, заместителям директоров по воспитательной работе и сотрудникам органов правопорядка, работающим с подростками и молодежью в конфликте с законом.

Содержательные материалы

Рекомендации (или диплом о присвоении автору ученой степени)

За проект проголосовали 9 читателей
  • Данная монография актуальна и очень своевременная, ибо в ней гармонично представлен исследовательский и прикладной подходы. Все разделы монографии органично дополняют друг друга.

  • Замечательный состав авторов!

  • Специализируюсь на работе с подростками.

  • Работа является актуальной в связи с рассмотрением вопроса влияния медиа среды на подростков.

  • ценно и актуально в наши дни

  • Крайне близкая мне тема, связанная с работой над собственным агрессивным состоянием

  • Практически важный опыт гуманизации

  • В современном мире, при постоянной занятости родителей и полной свободе для подростка нужны инструменты для профилактики агрессии у подростков. Я как педагог - психолог наблюдаю сейчас, что очень возрос уровень агрессии и у родителей и у подростков. Что совсем тревожно, то что родители не ищут проблем в своих отношениях к ребенку, а пытаются переложить все на плечи учителей: "Это школа виновата!". Как гасить агрессию??? Очень острый вопрос для школьного психолога.

  • Важная тема. Материалы (статистика, опыт работы, методы профилактики) актуальны.

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе