«Профилактика агрессии и деструктивного поведения молодежи: анализ мирового опыта» (монография)
Организация: НИУ ВШЭ, МПГУ
Коллективная монография «Профилактика агрессии и деструктивного поведения молодежи: анализ мирового опыта» под редакцией А. А. Реана посвящена актуальным аспектам проблематики рисков социализации в современном обществе. В фокусе работы находятся такие виды молодежной деструктивности, как буллинг, одиночные акты агрессии в образовательных учреждениях, вовлеченность подростков и молодежи в асоциальные группы (в том числе и экстремистские сообщества), преступления в отношении несовершеннолетних. Работа носит аналитический характер, авторским коллективом проведено рассмотрение значительного числа зарубежных исследований и аналитических докладов, посвященных различным рискам социализации подростков и молодежи. Рассматриваемые формы молодежной деструктивности проанализированы с точки зрения различных аспектов — общественная реакция на указанные виды асоциальности, факторы риска, практики профилактики и вмешательства в ситуации молодежного неблагополучия.
В рамках раздела «Общественная реакция», в частности, рассмотрены такие вопросы, как основные темы, обсуждаемые в информационном пространстве в связи с эпизодами стрельбы в школах. Внимание также уделено тому, как именно в масс-медиа происходит освещение таких трагических событий, как нападения на школы. Рассматривается проблематика образа молодежного экстремизма в медиа. Сквозь призму общественной реакции рассмотрены вопросы форм и типов насилия над несовершеннолетними.
Раздел «Факторы риска» посвящен анализу таких вопросов, как причины возникновения риска ситуации школьной травли, семейные и школьные факторы буллинга. Рассматривается анализ случаев нападения на школы в зарубежных странах, приведены варианты типологии школьных стрелков, анализируются факторы риска, связанные с буллингом и насилием со стороны друзей и ровесников, наличием оружия в семье. Также проведена аналитика зарубежных работ, посвященных изучению планирования нападения школьными стрелками. Явления радикализации и криминализации рассмотрены в контексте онлайн и офлайн рисков. Также проведен обзор исследований, рассматривающих насилие над несовершеннолетними сквозь призму многофакторного анализа.
Центральный раздел – «Программы профилактики». В рамках раздела описаны зарубежные подходы к профилактике домашнего насилия путем работы с инициаторами, внимание также уделено существующей инфраструктуре поддержки несовершеннолетних жертв насилия в различных странах. Профилактика буллинга рассмотрена в контексте таких вопросов как работа со сверстниками, дисциплинарные методы, восстановительные подходы (реабилитация). Отдельно рассматривается роль семьи и школы. Распознавание риска одиночных актов агрессии рассмотрено сквозь призму составляющих эффективной программы профилактики, выявленных на основе анализа различных технологий предотвращения одиночных актов агрессии, функционирующих в зарубежных странах. Рассмотрены как универсальные методы профилактики школьных нападений, так и различные модели оценки поведенческих рисков готовности к совершению нападения. В рамках раздела также проведен анализ государственных мер профилактики вовлеченности подростков в криминальные субкультуры, рассмотрены практик профилактики
вовлеченности подростков и молодежи в экстремистские и делинквентные сообщества, функционирующие в зарубежных странах.
Работа ориентирована, в первую очередь, на специалистов-психологов, деятельность которых направлена на изучение и профилактику рисков асоциального поведения молодежи. При этом книга может быть интересна и более широкому кругу читателей – учителям, социальным педагогом, заместителям директоров по воспитательной работе и сотрудникам органов правопорядка, работающим с подростками и молодежью в конфликте с законом.
Голос из ВКонтакте