«Конструктивное онлайн-общение» (программа развития коммуникативной компетентности и социально-полезной активности у детей, подростков и юношества)
Актуальность
В образовании есть дети, не охваченные коллективными внеурочными мероприятиями по социализации. В первую очередь, это дети подростки и юношество, находящиеся на домашнем и/или дистанционном обучении из-за временной нетрудоспособности, болезни, травмы, пандемии, инвалидности. Некоторые обучающиеся ограничены в общении из-за малой наполняемости школ в Карельской глубинке. К некоторым ребятам, находящимся на домашнем обучении, учителя приходят на дом – проводят уроки, но эти дети ограничены в получении возможности социализироваться в коллективе одноклассников, живом человеческом общении во внеурочной деятельности. У дистанционного формата реализации программ дополнительного образования социально-гуманитарной направленности есть возможность охватить перечисленные категории обучающихся психологической поддержкой.
Научная значимость программы
Научная значимость программы заключается в психологическом анализе методов и приемов обучения в онлайн-формате с целью развития коммуникативной компетентности и социально-полезной активности у детей, подростков и юношества, находящихся на домашнем и/или дистанционном обучении. Онлайн-формат имеет свои особенности: структуру и содержание, темп и ритм занятий.
Практическая значимость
Практическая значимость заключается в отработке методов и приемов онлайн-обучения, в результате которых у детей, подростков и юношества разовьются следующие компетенции:
- формирование команды в онлайн-коммуникативной группе;
- развитие представлений об общении в формате онлайн, этикете и безопасности в интернет-пространстве, границах общения онлайн;
- развитие командного способа решения проблем (вопросов);
- развитие групповой социально-полезной активности (социальное проектирование) в формате онлайн.
Таким образом, с помощью программы можно отработать систему психологической поддержки по развитию навыков общения и социально-полезной активности у детей подростков и юношества, находящихся на домашнем и/или дистанционном обучении.
Цель программы
Развитие навыков общения и социально-полезной активности у детей подростков и юношества, находящихся на домашнем и/или дистанционном обучении.
Основное содержание работы
Этапы:
- Организационный этап. Распространение информации о программе в образовательные организации Республики Карелия. Получение согласия и заявлений на проведение занятий от педагогов, обучающихся и их родителей. Привлечение родителей и специалистов, педагогов образовательных организаций к программе, получение от них организационной и технической поддержки по организации рабочих мест обучающихся для подключения к онлайн-формату и организационного сопровождения на весь период реализации программы.
- Констатирующий этап. Выявление исходного уровня коммуникативной компетентности и социально-полезной активности у детей, подростков и юношества, находящихся на домашнем и/или дистанционном обучении.
- Формирующий этап. Развитие навыков общения и социально-полезной активности у детей подростков и юношества, находящихся на домашнем и/или дистанционном обучении.
- Контрольный этап. Получение обратной связи от детей подростков и юношества, находящихся на домашнем и/или дистанционном обучении. Оценка эффективности программы методами опроса, анкетирования.
Блоки программы реализуются в функциональных модулях:
I. Общение в онлайн формате:
- «Командообразование в интернет-пространстве».
- «Этикет онлайн-общения».
II. Мои твои границы общения:
- «Границы интернет-общения».
- «Мои твои решения».
- «Конструктивное общение».
- «Мои твои чувства».
- «Хорошая атмосфера».
- «Ораторское мастерство».
III. Мои твои ресурсы:
- «Я – ресурс для коллектива».
- «Я – ресурс для общества».
Результаты, выводы
Программа «Конструктивное онлайн-общение» успешно апробирована в формате дистанционного обучения на онлайн-площадках между ГБОУ РК «Центр диагностики и консультирования» и средними профессиональными организациями г. Петрозаводска Республики Карелия: ГАПОУ РК «Колледж технологии и предпринимательства» и ГАПОУ РК «Петрозаводский автотранспортный техникум» в ноябре-декабре 2020 года, в период ограничительных мер по очным форматам обучения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции COVID-19.
В результате освоения/апробации программы у обучающихся юношеского возраста, находящихся на домашнем и/или дистанционном обучении, развились навыки общения и социально-полезной активности. Получены положительные отклики о программе.
В содержании программы учитывались результаты, полученные лично автором программы в ходе эмпирического исследования развития коммуникативной компетентности и социально-полезной активности различных категорий граждан при освоении онлайн-площадок в период самоизоляции 2020 года, ограничительных мер в связи с угрозой распространения COVID-19. В том числе людей с ограниченными возможностями здоровья, для которых дистанционные форматы всегда востребованы для межличностного общения.