Номинация «Психологический инструмент года»
Все проекты номинации >
Реферат проекта

«Конструктивное онлайн-общение» (программа развития коммуникативной компетентности и социально-полезной активности у детей, подростков и юношества)

Автор:

  • Чехонина Любовь Петровна

    психолог, социальный педагог высшей квалификационной категории, ГБОУ РК "Центр диагностики и консультирования", (Петрозаводск)

Организация: Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Карелия для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования»

Актуальность

В образовании есть дети, не охваченные коллективными внеурочными мероприятиями по социализации. В первую очередь, это дети подростки и юношество, находящиеся на домашнем и/или дистанционном обучении из-за временной нетрудоспособности, болезни, травмы, пандемии, инвалидности. Некоторые обучающиеся ограничены в общении из-за малой наполняемости школ в Карельской глубинке. К некоторым ребятам, находящимся на домашнем обучении, учителя приходят на дом – проводят уроки, но эти дети ограничены в получении возможности социализироваться в коллективе одноклассников, живом человеческом общении во внеурочной деятельности. У дистанционного формата реализации программ дополнительного образования социально-гуманитарной направленности есть возможность охватить перечисленные категории обучающихся психологической поддержкой. 

Научная значимость программы

Научная значимость программы заключается в психологическом анализе методов и приемов обучения в онлайн-формате с целью развития коммуникативной компетентности и социально-полезной активности у детей, подростков и юношества, находящихся на домашнем и/или дистанционном обучении. Онлайн-формат имеет свои особенности: структуру и содержание, темп и ритм занятий.

Практическая значимость

Практическая значимость заключается в отработке методов и приемов онлайн-обучения, в результате которых у детей, подростков и юношества разовьются следующие компетенции:

  • формирование команды в онлайн-коммуникативной группе; 
  • развитие представлений об общении в формате онлайн, этикете и безопасности в интернет-пространстве, границах общения онлайн;
  • развитие командного способа решения проблем (вопросов);
  • развитие групповой социально-полезной активности (социальное проектирование) в формате онлайн.

Таким образом, с помощью программы можно отработать систему психологической поддержки по развитию навыков общения и социально-полезной активности у детей подростков и юношества, находящихся на домашнем и/или дистанционном обучении.

Цель программы

Развитие навыков общения и социально-полезной активности у детей подростков и юношества, находящихся на домашнем и/или дистанционном обучении.

Основное содержание работы

Этапы:

  1. Организационный этап. Распространение информации о программе в образовательные организации Республики Карелия. Получение согласия и заявлений на проведение занятий от педагогов, обучающихся и их родителей. Привлечение родителей и специалистов, педагогов образовательных организаций к программе, получение от них организационной и технической поддержки по организации рабочих мест обучающихся для подключения к онлайн-формату и организационного сопровождения на весь период реализации программы.
  2. Констатирующий этап. Выявление исходного уровня коммуникативной компетентности и социально-полезной активности у детей, подростков и юношества, находящихся на домашнем и/или дистанционном обучении.
  3. Формирующий этап. Развитие навыков общения и социально-полезной активности у детей подростков и юношества, находящихся на домашнем и/или дистанционном обучении.
  4. Контрольный этап. Получение обратной связи от детей подростков и юношества, находящихся на домашнем и/или дистанционном обучении. Оценка эффективности программы методами опроса, анкетирования.

Блоки программы реализуются в функциональных модулях:

I. Общение в онлайн формате:

  • «Командообразование в интернет-пространстве».
  • «Этикет онлайн-общения».

II. Мои твои границы общения:

  • «Границы интернет-общения».
  • «Мои твои решения».
  • «Конструктивное общение».
  • «Мои твои чувства».
  • «Хорошая атмосфера».
  • «Ораторское мастерство».

III. Мои твои ресурсы:

  • «Я – ресурс для коллектива».
  • «Я – ресурс для общества».

Результаты, выводы

Программа «Конструктивное онлайн-общение» успешно апробирована в формате дистанционного обучения на онлайн-площадках между ГБОУ РК «Центр диагностики и консультирования» и средними профессиональными организациями г. Петрозаводска Республики Карелия: ГАПОУ РК «Колледж технологии и предпринимательства» и ГАПОУ РК «Петрозаводский автотранспортный техникум» в ноябре-декабре 2020 года, в период ограничительных мер по очным форматам обучения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции COVID-19.

В результате освоения/апробации программы у обучающихся юношеского возраста, находящихся на домашнем и/или дистанционном обучении, развились навыки общения и социально-полезной активности. Получены положительные отклики о программе.

В содержании программы учитывались результаты, полученные лично автором программы в ходе эмпирического исследования развития коммуникативной компетентности и социально-полезной активности различных категорий граждан при освоении онлайн-площадок в период самоизоляции 2020 года, ограничительных мер в связи с угрозой распространения COVID-19. В том числе людей с ограниченными возможностями здоровья, для которых дистанционные форматы всегда востребованы для межличностного общения.

Содержательные материалы

Рекомендации (или диплом о присвоении автору ученой степени)

Другие проекты в этой номинации

Посмотреть все проекты в номинации «Психологический инструмент года» >

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе